Европейское пожаротушение

12.09.2008, 20:40

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

С огнем в туннеле под Ла-Маншем боролись британские и французские бригады специалистов. Тем временем сообщение между островами и континентом было практически прервано.

Сегодня днем все европейские информационные агентства и телеканалы передавали с пометкой «срочно» одно-единственное сообщение — пожар в тоннеле под Ла-Маншем потушен. Этой новости с вечера четверга ждали десятки тысяч жителей Старого Света.

Оказалось, что некогда признанная чуть ли не убыточной и бессмысленной подземная дорога между Францией и Британией — главная артерия всего Евросоюза. Пожар в тоннеле парализовал гигантский транспортный поток и вызвал настоящий хаос как на континенте, так и на островах.

За ситуацией в течение дня по обе стороны пролива наблюдали корреспонденты НТВ Вадим Глускер и Евгений Ксензенко.

До сих пор окончательно неизвестно, что же произошло накануне в тоннеле под Ла-Маншем в 17 часов по московскому времени. Существует две версии произошедшего. Согласно официальной французской версии, все произошедшее — техническая авария, и ни о каком теракте не может быть и речи. Это при том, что все произошло 11 сентября.

На второй версии настаивают бельгийские водители грузовиков, которые в момент пожара находились в тоннеле. По их мнению, за несколько секунд до возгорания они отчетливо слышали два хлопка или два взрыва. Но, как говорится, у страха глаза велики.

Температура в тоннеле доходила до тысячи градусов Цельсия. И после 20 часов самоотверженной борьбы с огнем пожар сначала был локализован, а к сегодняшнему вечеру и потушен полностью. Впрочем, французские и английские пожарные, по 50 с каждой стороны, продолжают оставаться на месте, пытаясь снизить температуру, а главное вывести токсичные вещества.

Сколько же времени займет перевод движения транспорта из северной части тоннеля, где и произошел пожар, в южную, резервную, неизвестно. Руководство Евротоннеля весь минувший день увещевало, что трафик будет восстановлен к сегодняшней ночи. Но воз в прямом и переносном смысле и ныне там.

Симон Монтаг, директор компании «Евростар»: «Мы ждем „зеленый свет“ от Евротоннеля. Чтобы наши поезда снова пошли, нам нужно официальное разрешение. Поэтому мы пока ничего не можем сделать, но мы постоянно информируем пассажиров о любых изменениях».

Итак, не ясно, взрыв это был или не взрыв, а может просто хлопок от лопнувших покрышек. Известно лишь, что пожар начался от возгорания в системе торможения грузовика, перевозившего фенол. Огонь мгновенно перекинулся на остальные автомобили, перевозимые грузовой платформой, и в результате полностью сгорели 27 фур.

К счастью, водители смогли покинуть загоревшуюся платформу через головную часть состава. Пострадавших 14, но их состояние сейчас не внушает опасения медикам.

До прошлого года Евротоннель был одним из самых убыточных предприятий во Франции. В прошлом году дела пошли вверх, но вот после сегодняшнего инцидента акции компании резко упали как минимум на пять процентов.

Впрочем, финансовый коллапс это ничто по сравнению с гуманитарным. Об этом в репортаже моего коллеги Евгения Ксензенко из Лондона.

Масштабы транспортного коллапса в полной мере можно увидеть на дороге М-20, которая ведет прямо к тоннелю. Отсюда до Ла-Манша примерно 30 километров. Вдоль обочины стоит более двух с половиной тысяч грузовиков. Некоторые водители провели здесь всю ночь. Счастливчиками называют тех, кто простоял всего шесть часов.

Никто не знает, когда откроют движение. Кто-то слушает радио в машине, другие отдыхают. На обочине установили биотуалеты — верный признак того, что движение откроют не скоро. Но хотя бы условия ожидания нормальные. Часть М-20 превратилась в огромную парковку для фур из разных стран Европы.

Полиция регулирует движение, пропуская грузовики в порядке очереди — по несколько машин в час. Тем, кому повезет, сегодня смогут добраться до Франции на пароме.

Питер Уэдлейк, офицер полиции графства Кент: «Пока жалоб не было. Хотя нет, одна есть».

Подобная ситуация и на французском побережье — пробки и многочасовое ожидание. Десятки тысяч людей застряли между континентом и островом. Накануне пассажирам «Евростар» (Eurostar) пришлось самим искать себе ночлег. Компания пообещала только возместить стоимость билета или изменить дату поездки.

На вокзалах в Париже и в Лондоне у людей была одна реакция — возмущение.

Пассажирка: «Нам сказали, что даже если мы доедем до Кале, там все равно не ходит паром. Мы чувствуем себя какими-то странниками, а главное, неизвестно, сколько это еще будет продолжаться».

Пассажирка: «Я думала, нам предложат какой-то выход из ситуации, дадут какой-то поезд или отправят самолетом. Но оказывается, это наша проблема. И мы должны заплатить, чтобы нам поменяли наши билеты».

В итоге пассажирам все-таки оплатили расходы, но только на такси. Многие попытались попасть в Брюссель, Лондон или Париж, а именно в эти города идут поезда «Евростар», на самолете, но это удалось совсем немногим.

Планы как минимум 30 тысяч человек были нарушены. И в лучшем случае водители, застрявшие на трассе М-20, окажутся дома только в субботу вечером.