В звуках скрипки слышен голос мастера

12.09.2008, 15:44

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На смычковых, сделанных его руками, играет Новгородский камерный оркестр. Голоса его инструментов признаны лучшими на российских и международных фестивалях.

На смычковых, сделанных его руками, играет Новгородский камерный оркестр. Голоса его инструментов признаны лучшими на российских и международных фестивалях.

Бывший техник-строитель, потом юрист, а теперь скрипичный мастер новгородец Александр Злотников в собственной квартире уже почти 30 лет создает скрипки, альты и виолончели. То, что начиналось как легкое любопытство, переросло в дело всей жизни.

Со скрипичных дел мастером познакомился корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Джузеппе в таких случаях говорил: «Неплохая вещь, можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола». Александра Васильевича Злотникова от Джузеппе отличает нетривиальный подход. Если посмотреть на полено в проекции, можно запросто увидеть скрипку.

Это небольшое лирическое отступление. Лауреат разных конкурсов Лев Лойко музицирует на своем альте в колледже имени Мусоргского. Альте, который еще в 90-м году был поленом в мастерской Александра Васильевича в Новгороде.

Его биография одновременно очень логична и совершенно неожиданна. Мастерить из дерева начал еще в школе, потом увлекся мандолиной и ансамблем народных инструментов.

Еще чуть позже появилась первая скрипка за девять рублей, изготовленная на московской мебельной фабрике. И, наконец, передача по телевизору про изготовление скрипок и знакомство с мастером.

Александр Злотников, скрипичный мастер: «Я сразу начал делать две скрипки. Появился такой азарт, что все свободное время тратил на изготовление этих инструментов. А в ту пору я начал работать старшим следователем в Новгородской городской прокуратуре.

Коллеги следователя не поняли, но он объяснил, что кто-то пьет водку, а кто-то делает скрипки, и приставать перестали. При зарплате в 160 рублей он в итоге выручил за каждый инструмент по 300. Сумма была внушительной, но затраченное время и материал тоже.

Тогда был госзаказ, потом, в 80-е, просто заказчики. В 90-е и их не стало. У студентов и преподавателей нет денег, с профессиональными музыкантами еще сложнее. По неписаному правилу, для поддержания авторитета ансамбля используют только старинные инструменты, как правило, XIX века. На минуту забыв про камеру, Александр Васильевич распаляется.

Александр Злотников, скрипичный мастер: „Она зудит, а я не могу понять, где. Придется снимать верхний слой и по новой все делать. И эти несчастные музыканты, которые хватают старые инструменты с крутыми наклейками, наживают себе геморрой на всю жизнь“».

Его друг Владимир Разумов в течение нескольких десятков лет изготавливал инструменты. На фотографии, сделанной после его смерти, запечатлены гирлянды скрипок, которым, видимо, предстоит стареть без особой надежды на достойную старость.

Скрипки и альты самого Александра Васильевича можно назвать новыми очень условно. Материал для них, привезенный с юга, он выдерживает в квартире больше 30 лет. Довольными остаются самые требовательные клиенты.

Дмитрий Якубовский, альтист, лауреат международных конкурсов: «Его инструменты похожи на коньяк. С каждым годом он становится лучше и лучше. Сначала три звездочки, потом пять звездочек…»

Это снова Петербург, Моховая улица. Приехав, Александр Васильевич с особым вниманием изучает свои инструменты и выслушивает пожелания учащихся. Он говорит, что это — его голос и что скрипки должны работать. Потому что сам мастер может похвастаться знанием только самой избранной классики.