«Весна русского авангарда» — под угрозой

11.09.2008, 21:52

Видео программы «Сегодня»

На зарубежной выставке, организованной Московским музеем современного искусства, назревает крупный скандал.

На зарубежной выставке, организованной Московским музеем современного искусства, назревает крупный скандал. Там обнаружены подделки. Речь идет о трех картинах, которые якобы принадлежат кисти Марка Шагала. Но потомки художника утверждают, что это копии.

Из Токио, где проходит выставка, скандал уже докатился до Парижа, где находится «Комитет Шагала», который следит за соблюдением авторских прав.

Но и там все в растерянности: понять, откуда взялась та или иная картина Шагала и подлинник ли это — очень сложно. Полного каталога работ художника до сих пор нет.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов погрузился в проблему.

Удивительная, но довольно распространенная история: долгое время картины Шагала спокойно висели в экспозиции музея и не вызывали ни у кого сомнений. И вот теперь в Японии сомнения возникли. Картины удалили из каталога и с самой выставки. Вернутся ли они теперь в музей в прежнем качестве — это еще вопрос.

Это была первая выставка музея в Японии. Картины «Семья», «Скрипач» и «Портрет женщины» посмотрели 45 тысяч человек в Токио, а потом выставка переехала в Осаку и здесь дотошные японцы выслали запрос в «Комитет Шагала», который контролирует использование его имени во всем мире. Выяснилось, что в там про эти картины ничего сказать не могут.

Мерет Мейер, внучка Марка Шагала: «Мы подняли все архивные материалы документы и поняли, что это не Шагал. Две другие картины тоже привели нас к тому же выводу. Мы потребовали снять их с экспозиции».

Жан-Луи Прат, президент «Комитета Марка Шагала»: «Существует ежедневная работа, изучены все материалы. Мы можем просто посмотреть на картину и понять: подлинная она или нет».

Мерет Мейер, внучка Марка Шагала: «Перед отъездом из России Шагал давал в Витебске уроки рисования. Очевидно, что у него осталось много учеников, которые могли работать в его манере».

Самих картин в «Комитете» не видели. Организаторы выставки в Японии не будут выставлять эти полотна в других городах, пока московский музей не проведет прямые переговоры с «Комитетом».

Директор музея — Василий Церетели (он находится в Венеции) заявил сегодня нашей телекомпании, что вылетает в Париж в ближайшее время. Он рассказал историю приобретения одной из этих картин. Она — экстраординарна.

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства: «Когда Шагал был в Витебске, он нарисовал девушку — свою первую любовь. Эту работу он подарил ей. Потом была ссылка в Азию, она уехала туда вместе со своей картиной. В этой ссылке был один грузин, он приобрел у нее там эту работу.

Приехал в Грузию. В дальнейшем он стал директором винного завода. И в каком году, я не помню, но Зураб Константинович приобрел эту картину у его внучек. Он пришел и увидел, что она там никому не нужна и приобрел».

Василий Церетели предположил, что картины не попали в полный каталог «Комитета Шагала» по той простой причине, что никогда не покидали пределов СССР. В то же время хранитель собрания Третьяковской галереи говорит, что этим работам не помешала бы хорошая экспертиза.

Екатерина Селезнёва, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи: «От вице-президента „Комитета Шагала“ я слышала, что одна из этих работ уже поступала к ним, кажется, из Амстердама. Они усомнились и попросили у владельца дополнительную информацию, просили о личной встрече. Но больше никакой информации от него не поступило».

Если музей решит провести экспертизу с участием «Комитета Шагала», это будет первый случай, когда эксперты «Комитета» увидят эти картины живьем. Собственные эксперты музея уверены, что этот Шагал — подлинный.

Читайте также