Бессметная история любви не перестает волновать зрителей

11.09.2008, 12:25

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Они сделали это в тысячный раз. Актеры театра «Ленком» сыграли юбилейный спектакль «Юнона и Авось» в Петербурге.

Они сделали это в тысячный раз. Актеры театра «Ленком» сыграли юбилейный спектакль «Юнона и Авось» в Петербурге.

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Кобылкова.

Пока зрители подходят к ДК и занимают места, еще продолжается предыстория этого тысячного, спектакля. Вначале было «Слово о полку Игореве», потому что Захаров хотел поставить именно это произведение.

Потом был XIX век, когда и развернулись события, связанные с графом Рязановым и Кончитой. Потом XX век, когда смелую постановку неожиданно разрешили в Советском союзе. Наконец, век XXI: следуют сплошные юбилеи и строчки Вознесенского: «Двадцать лет, как нас захавала/ Зрительская толкотня,/ И актеров, и Захарова,/ Рыбникова и меня».

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»: «Мне трудно представить, как 27 лет назад мы сочиняли это музыкальное действие, даму».

Как «Юнону и Авось» разрешили, еще более сложный вопрос, чем, почему до сих пор аншлаги. Сегодня кажется, что в 1981 году рок-опера с православными мотивами и имперским Андреевским флагом не могла увидеть свет, даже если кокетливо обозвать ее просто современной оперой, как это и сделали создатели.

Такой же фантастикой кажутся и тогдашние гастроли «Ленкома» с этим спектаклем в Париже. Их организовал лично Пьер Карден, которому удалось как-то убедить Юрия Андропова. Во Франции актеры собирали полные залы, удивлялись слухам о том, что в труппе скоро появится Мирей Матье, и пели, думая «авось, не закроют».

Два года назад, когда праздновали 25-летие постановки в Москве, на сцену выходили все когда-то игравшие в ней актеры. В том числе, Александр Абдулов и Николай Караченцов. Который совсем незадолго до этого попал в аварию и, конечно, не мог играть, но без которого «Юнону и Авось» все равно не представить.

Сегодня Николая Петровича замещали Дмитрий Певцов и Виктор Раков, роль графа играли по очереди. И, судя по количеству людей в зале, корабли «Юнона» и «Авось» готовы плыть дальше и с ними.

Дмитрий Певцов, народный артист России: «Мне кажется, что здесь совпало все. То, что родилась потрясающая музыка Рыбникова на удивительные стихи Вознесенского, возник режиссер Захаров и пластика спектакля, рожденная Васильевым».

Даже сейчас сложно не увидеть актуальности в строчках Вознесенского: «Когда бессильна „Аве Мария“»,/ Сквозь нас выдыхивает до звезд/ Атеистическая Россия/ Сверхъестественное «авось!» С того времени, как они были написаны, многое изменилось, но часто не принципиально. Просто в 81 году играли первый спектакль «Юнона и Авось», а сегодня к цифре добавили еще три нуля.

Читайте также