Международное правосудие не любит спешить

08.09.2008, 20:30

Видео программы «Сегодня»

В Гааге рассмотривают жалобу Грузии на Россию в отношении конфликта на Кавказе. Но возможно, когда решение суда ООН будет принято, мир уже изменится.

Грузия сегодня попыталась перевести обвинения против России в юридическую плоскость. Утром иск официального Тбилиси против Москвы начал рассматривать международный суд ООН в Гааге. Эта высшая судебная инстанция решает межгосударственные споры.

В документах, которые получили юристы ООН, говорится об ущемлении прав грузинских беженцев и о неправомерных действиях российских властей. Корреспондент НТВ Сергей Холошевский, следивший за ходом первого заседания, пришел к выводу, что этот процесс, по всей видимости, будет долгим.

С 1946 года во Дворце мира в Гааге находится Международный суд ООН — высшая судебная инстанция, предназначенная для решения юридических споров между государствами. Сейчас мало кто помнит о том, что инициатива по созданию прообраза этого суда — третейской палаты — принадлежала России, а точнее, даже Российской империи и царю Николаю II. Сегодня здесь, конечно, царя никто не вспоминал, но много говорилось об имперских традициях, и особо старалась грузинская делегация.

15 судей в мантиях медленно вошли в зал, и затем председательствующая Розалин Хиггинс зачитала претензии Грузии к России. Тбилиси призывает суд рассмотреть ситуацию на Кавказе, называет все случившееся расовой дискриминацией, обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Южной Осетии и Абхазии.

При этом грузинская делегация старается сместить акценты и уже не говорит о том, кто первым начал боевые действия. За всю нынешнюю историю международного суда в Гааге здесь проходило более 40 судебных процессов.

«Обязательно решение Международного суда в том случае, если государство признает его юрисдикцию. Все дело в том, что мы признали юрисдикцию Международного суда по некоторым вопросам, связанным, главным образом, с защитой прав человека, с борьбой против расовой дискриминации и, в частности, по Конвенции о ликвидации расовой дискриминации 1965 года. Именно по этой конвенции Грузия обратилась в Международный суд, чтобы привлечь Российскую Федерацию непосредственно к этому разбирательству», — разъясняет специалист.

Международный суд, в общем-то, не играет какой-то ведущей роли в отношениях между государствами. Но все же является юридическим инструментом, который на этот раз Грузия использует в своих интересах.

Тина Бурджалиани, первый заместитель министра юстиции Грузии: «Извините, я не говорю по-русски. Для меня эта речь была очень эмоциональной. Я грузинка, и когда я говорила перед судьями, я вспоминала о тех патриотах своей страны, которые погибли во время конфликта».

Кирилл Геворгян, посол России в Королевстве Нидерланды: «Сама постановка вопроса удивляет: обвинять Российскую Федерацию в расовой и этнической дискриминации грузин на территории Абхазии и Южной Осетии. Все как-то поставлено с ног на голову».

Вслед за Грузией во Дворце мира выступит российской стороны. На этом судебное заседание сегодня закончится, и для судей Международного суда начнется бумажная часть работы.

Сколько она продлится, никто не знает. Международное правосудие никогда не торопится. И вполне возможно, что когда года через два или три судьи, наконец, вынесут решение, мир уже изменится.

Читайте также