Фестиваль русских кинодинастий

05.09.2008, 21:09

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

На Венецианском кинофестивале показали второй российский фильм — режиссера Михаила Калатозишвили, внука великого Калатозова.

Сегодня на Венецианском кинофестивале показали второй российский фильм — «Дикое поле» режиссера Михаила Калатозишвили. Это внук великого Калатозова, снявшего «Летят журавли». Картина представлена не в основном конкурсе, а в программе новаторского кино.

Поэтическая драма о счастливом человеке — так характеризует «Дикое поле» сам автор — уже успела собрать три приза «Кинотавра» и множество хвалебных рецензий на родине. А как ее встретили в Венеции, узнал корреспондент НТВ Вадим Глускер, побывавший на показе и беседовавший с режиссером.

Бабушка Михаила Калатозишвили, супруга Михаила Калатозова, была итальянкой. Но внук по-итальянски не говорит ни слова.

Михаил Каталозишвили, режиссер: «Мне очень смешно бывает, когда мы начинаем изображать из себя европейцев. Из нас европейцы такие же, как из меня китайский император. Не наше это дело, и не надо этого делать. Не нужно претворяться европейцем для того, чтобы разделять, допустим, какие-то европейские ценности. Это ведь вопрос пропускания через себя. Невозможно притворяться в этом смысле. Да, мы — степняки».

А степь в «Диком поле» исключительно казахская. В России такой первобытный пейзаж Михаил Калатозишвили найти не смог. В результате для натуры выбрано село Аксай, что в 80 километрах от китайской границы. 45 градусов жары, полное отсутствие воды и средств связи.

Михаил Каталозишвили, режиссер: «В этой казахской степи я не раз ловил себя на том, что стоишь у забора, смотришь на степь и вдруг понимаешь, как ты вдруг туда ушел. Улетаешь, улетаешь, улетаешь, и очень важно вернуться точно на то же место, откуда ты улетел, потому что очень легко оказаться рядом. И тогда вас стало двое, трое, четверо… А это уже шизофрения».

Такой уход с обязательным возвращением необходим хотя бы для того, чтобы избавиться от дурных привычек бренного мира. Тогда, по мнению авторов фильма, человек становится счастливее. Ведь он ни от кого никуда не бежит, ему просто нравится быть там, где он оказался, даже если это место — край земли. Вот такой счастливый сельский доктор на зеленом мотоцикле.

Михаил Каталозишвили, режиссер: «У нас большая проблема: нет человека, который может сказать обществу „нет“. Не дать обществу то, что оно от него ждет, потому что это легче. И не стать тем лидером, который дает обществу постоянно то, чего от него ждут. Хотя это и замечательный путь. Но нет того, кто сказал бы этому обществу „нет“».

Три приза на «Кинотавре» сыграли с «Диким полем» злую шутку. Как сказал директор кинофестиваля Марк Мюллер, если бы фильм не был показан в Сочи, он бы точно бы попал в основной конкурс в Венеции.

Ровно 50 лет назад Михаил Калатозов-дед победил на Каннском кинофестивале со знаменитой картиной «Летят журавли». К слову сказать, этот фильм — единственный, получивший главную награду Каннского фестиваля за всю историю отечественного кино.

Теперь вот Михаил Калатозов, точнее Калатозишвили, внук, участвует во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля. А если учесть, что в конкурсе в Венеции есть Алексей Герман-сын, то , судя по всему, Венецианский фестиваль становится фестивалем отечественных кинодинастий.

Читайте также