Европа крепко задумалась

01.09.2008, 14:51

Видео программы «Сегодня»

На саммите Евросоюза предлагается осудить акт признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако, как выясняется, не все так однозначны в оценке действий России.

В Брюсселе открывается экстренный саммит Евросоюза, на котором обсудят ситуацию на Кавказе. Инициаторами встречи выступили Великобритания, Польша и страны Балтии.

Эти государства предложили осудить акт признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии и настаивают на жестких санкциях в отношении России. Но, как стало известно еще до начала встречи, эта идея не находит поддержки у большинства членов ЕС.

Из Брюсселя передает европейский корреспондент НТВ Сергей Холошевский.

Этому чрезвычайному саммиту в Европе придают не просто большое, а огромное значение. Наверное, как раз это тот случай, когда 27 стран Евросоюза должны выработать единую позицию и выступить единым же фронтом, что, честно говоря, в Брюсселе случается крайне редко.

Сегодняшний день в бельгийской столице начался с того, что к зданиям Евросоюза пришли русскоязычные жители этой страны для того, чтобы выразить свой протест возможным введением санкций в отношении России.

Житель Брюсселя: «Санкции вы хотите ввести против России? И что вы от этого выиграете? Ведь только Россия поставляет сюда и нефть, и газ».

Житель Брюсселя: «Я здесь живу 31 год, и здесь идет сплошная пропаганда. Из России делают врага».

Любопытно было наблюдать за тем, как постепенно менялась и трансформировалась позиция европейских политиков — от полного неприятия действий России в Южной Осетии и поддержки Грузии до понимания того, почему Москве пришлось действовать именно так, а не иначе.

Вот пример двух политиков. Британский министр иностранных дел Дэвид Мильбен сразу после начала военных действий призвал всех создать широкую коалицию против России, а через неделю он уже говорил о том, что курс на изоляцию Москвы ни к чему не приведет.

Бернард Кушнер, министр иностранных дел Франции, несколько дней назад в неофициальной беседе заявил журналистам, что Европа готовит санкции в отношении России. А затем сказал, что его неправильно поняли и санкциями эту проблему не решить.

Кстати, по поводу санкций. Тут, в Брюсселе, говорят разное. Еще до начала саммита журналистам стало известно о подготовке в недрах ЕС двух вариантов резолюции по конфликту в Южной Осетии.

Первый, так называемый «жесткий вариант», подготовили Польша и страны Балтии. Он предполагает введение финансово-экономических санкций. Например, Евросоюз может рекомендовать бизнесу сократить объем финансовых вложений в Россию.

Мягкий же вариант резолюции, который поддерживает Италия, призывает Москву вывести войска из Грузии и потребовать от России гарантии того, что ее политика по отношению к Грузии не будет применена к другим странам.

Евросоюз — это не НАТО, где правом решающего голоса обладают США, и европейцы сегодня всерьез задумаются над тем, как бы позиционировать себя в отношении России. То, что с Косовом была допущена ошибка, здесь уже почти признали.

Ну и, наконец, примечательная история с Михаилом Саакашвили, который заявил немецким журналистам, что боится лететь в Брюссель, потому что русские могут не пустить его обратно в Грузию. А потом выяснилось, что никто его сюда и не приглашал. Франция, как председательствующая страна в Евросоюзе, заблокировала инициативу все той же Польши, которая хотела видеть грузинского президента на саммите.

В общем, Евросоюзу, как здесь сегодня говорят, надо проявить решимость и как-то отреагировать на события на Кавказе. Но, с другой стороны, как заметил председатель Европарламента, «должна сохраняться перспектива — например, для продолжения работы над соглашением между Евросоюзом и Россией, хотя даже этот вопрос, может быть, сегодня у кого-то и не вызывает особого энтузиазма». Сегодня здесь все понимают, что без России Евросоюзу придется туго, особенно в области энергетики.

Читайте также