Для протокола и для истории

29.08.2008, 10:52

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Постпред России при ООН Виталий Чуркин зачитал членам Совета Безопасности ООН указы Дмитрия Медведева о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

Постпред России при ООН Виталий Чуркин зачитал членам Совета безопасности ООН указы Дмитрия Медведева о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

Этой ночью в Нью-Йорке состоялась открытая дискуссия по ситуации на Кавказе. Заседание было созвано по инициативе Грузии. Дипломаты из США и Великобритании, а также грузинский полпред осудили действия России.

Виталий Чуркин подробно разъяснил позицию и мотивы российской стороны, напомнив историю кавказских конфликтов, а также то, как совсем недавно вне стен ООН Запад решал косовский вопрос.

Из Нью-Йорка — репортаж собкора НТВ Алексея Веселовского.

Это был жаркий день для Совета безопасности ООН, который впервые собрался в Нью-Йорке после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Консультации и само заседание длились в общей сложности больше четырех часов, и по итогам не было принято никаких документов. Слишком явно стороны расходятся в оценке произошедших событий.

Острая дискуссия разгорелась сразу же, как только Россия попросила пригласить на заседание Совбеза представителей Южной Осетии и Абхазии. Без них, по мнению российских дипломатов, обсуждать ситуацию в республиках невозможно. Кстати, эта просьба звучит в стенах ООН уже который год.

Но представителям Южной Осетии и Абхазии и на этот раз слова не дали, а официальный Вашингтон еще раз подтвердил, что не намерен выдавать им визы, так как независимость республик не признана Грузией.

Алехандро Вульф, представитель США при ООН: «Если попытка расчленить Грузию на части не будет осуждена, то под угрозой находится весь сложившийся порядок в мире».

Американский посол резко раскритиковал Россию за признание независимости мятежных республик и демонстративно поприветствовал в зале грузинского дипломата. Вообще, на этом заседании — оно было открытым — слов в поддержку позиции России практически не звучало.

Дипломаты западных стран и Грузии единодушно осуждали Москву за скоропалительное решение, а представители Китая, Ливии и Вьетнама, на чью помощь Россия на этом Совбезе могла бы рассчитывать, отмолчались.

Ираклий Аласания, постоянный представитель Грузии при ООН: «Мы считаем, что Россия должна получить очень четкий сигнал, иначе те, кто пользуется иностранной поддержкой, по всему миру смогут применять силу, устраивать этнические чистки и в награду за это получать независимость».

Словесная перепалка зашла так далеко, что российскому послу Виталию Чуркину пришлось углубиться в недавнее прошлое. Он напомнил собравшимся, что именно Россия настаивала на принятии резолюции о неприменении силы в регионе, и вспомнил историю конфликта, подчеркнув, что у Южной Осетии и Абхазии есть больше поводов быть независимыми, нежели, чем у Косова, суверенитет которого совсем недавно с пылом отстаивали на Западе.

Виталий Чуркин, постоянный представитель России в ООН: «Если бы в нашем зале сегодня появился впервые инопланетянин, то я уверен, что после того, как он послушал бы нашу дискуссию, его сердце переполнилось бы гордостью за членов Совета безопасности. Какие принципиальные люди, как последовательно они защищают высокие принципы международного права!

А я хотел бы спросить уважаемого представителя Соединенных Штатов: оружие-то массового поражения нашли в Ираке или все еще ищите? А не раздаются ли из Вашингтона угрозы в отношении другого члена Организации объединенных наций применить против него силу и даже стереть его с лица Земли? А где же вы, дорогие мои коллеги, были, когда мы Косово с вами обсуждали?»

Впрочем, все эти вопросы остались без явного ответа. В Совете безопасности связи между нынешними и прошлыми событиями не видят. Расхождения во взглядах не позволят Совбезу в ближайшее время принять и какой-либо совместный документ по Грузии.

Россию не устраивает то, что хочет видеть на бумаге Запад, а тот, в свою очередь, не согласен с российским вариантом резолюции. Совет безопасности оказался в тупике, и пока неизвестно, найдут ли стороны из него выход.

Читайте также