Спор длиною в десятки лет

26.08.2008, 20:07

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

История конфликтов Грузии с Абхазией и Южной Осетией началась не сегодня и не вчера. Она имеет давние корни. В зависимости от внешних угроз народы то объединялись, то жестоко воевали.

История конфликтов Грузии с Абхазией и Южной Осетией началась не сегодня и не вчера. Она имеет давние корни. В зависимости от внешних угроз народы то объединялись, то жестоко воевали.

С новой силой спор вспыхнул в 1991 году, после распада Советского Союза. Когда среди бывших республик начался так называемый парад суверенитетов, Абхазии и Южная Осетия отказались поддержать в Грузию и объявили о собственной независимости. Добиться которой удалось только сейчас.

Историю вопроса напоминает обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.

Совместное проживание грузин, абхазов и южных осетин на единой территории омрачено взаимной непримиримостью и вооруженными столкновениями. В рамках царской империи, спасшей добровольно присоединившуюся к Грузию и населявшие ее народности от турецкого порабощения, этнические разногласия проявлялись не столь явно. Но после революций 1917 года Грузия заявила в полный голос о своих «имперских амбициях».

Меньшевистское правительство Грузии во главе с Ноем Жордания проводило одну за другой карательные экспедиции против так называемых «пришельцев» — осетин и абхазов, обвинив их в сотрудничестве с большевиками. Людей выселяли из их домов, жилье сжигали, всех сопротивлявшихся убивали.

Из Южной Осетии, где, по данным осетинских источников, погибли не менее 5 тысяч человек и 13 тысяч умерли от голода и эпидемий, население в массовом порядке устремилось через заснеженные перевалы на север. Называвшее себя демократическим правительство Грузии преподносило это как наведение порядка в государстве.

Но и пришедшие на смену меньшевикам большевики во главе со Сталиным и Орджоникидзе также не прислушались к пожеланиям малых народов обрести право на самоопределение. В 1921 году Абхазия и Южная Осетия принудительно были присоединены в качестве автономий к Грузинской Советской Республике.

В советские времена пресса умилялась братскому единству, в то время как территории малых народностей подверглись значительной ассимиляции. Туда десятками тысяч переселялись коренные грузины. Абхазский язык были исключен из программы средней школы, национальная письменность была переведена на грузинскую графику. А многие осетины были вынуждены менять фамилии на грузинские и получать паспорта с национальностью «грузин».

В то время как на все лады воспевалась социалистическая идиллия братского единения народов, имели место волнения среди национальных меньшинств. Выступления с требованием вывода Абхазии из состава Грузии проходили в 1967 году, а самые крупные в мае и сентябре 1978 года.

Перестройка вновь обострила проблему. В июле 1989 года в Сухуми произошли первые вооруженные столкновения. Не подчинилась новым веяниям и Южная Осетии. «Ни одного осетина не останется на этой земле», — заявлял Гамсахурдиа, после того как осаде и обстрелу из пушек и крупнокалиберных пулеметов подверглись жители Цхинвала.

После свержения Звиада Гамсахурдии, запомнившегося шовинистическими высказываниями в адрес всех негрузин, была развязана уже при Шеварднадзе кровопролитная война в Абхазии. Руководитель национальной гвардии Китовани и глава военизированной организации «Мхедриони» (некогда «вор в законе») Иоселиани пытались при поддержке выпущенных их тюрем уголовников силой объединить Грузию.

Через две недели после принятия в члены ООН пятимиллионная Грузия начала военные действия против ста тысяч абхазов. Блицкрига не получилось. Плохо вооруженные абхазские формирования, которым на помощь пришли горские народы Северного Кавказа, оказали упорное сопротивление, которое было поддержано общественным мнением в России. Мол, Грузия должна отпустить Абхазию, как это сделала в отношении Грузии Россия.

В сентябре 1993 года абхазские силы взяли под контроль всю территорию республики за исключением горной части Кодорского ущелья. В зону грузино-абхазского, а также грузино-южноосетинского конфликтов были введены смешанные миротворческие силы, что позволило на длительное время остановить активные военные действия.

После прихода к власти Михаила Саакашвили обе самопровозглашенные, но непризнанные республики вновь стали подвергаться массированному давлению со стороны Тбилиси. В 2004 году Саакашвили пообещал, что это, мол, последний год, когда обе республики не принимают участия в общегрузинских выборах. А бывший министр обороны Окруашвили заявил перед своей скандальной отставкой встретить новый 2007 год в Цхинвали.

Все это сопровождалось рядом вооруженных провокаций, боевых столкновений и угроз в адрес России и россиян.

Михаил Саакашвили, президент Грузии: «Мы и так маленькая страна. Не надо у нас ничего отбирать и откусывать. Мы не пойдем ни на какие компромиссы. Хочу сказать нашим братьям, что мы желаем мира».

Как он желает мира, Саакашвили показал всем в день открытия Олимпиады. Очередной акт геноцида со стороны грузинских властей побудил Россию сделать шаг, от которого она воздерживалась долгое время. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Читайте также