«Эйр Юнион» уходит в глубокий штопор

26.08.2008, 18:03

Видео программы «Сегодня»

Осложнилась ситуация вокруг альянса «Эйр Юнион». По всей стране отправки его самолетов ждут больше тысячи пассажиров.

Осложнилась ситуация вокруг альянса «Эйр Юнион» (Air Union). По всей стране отправки его самолетов ждут больше тысячи пассажиров. В одном только столичном Домодедово задержаны больше 10 рейсов. Кто-то провел на чемоданах несколько часов, кто-то целые сутки. Кроме того, сразу два крупных аэропорта России вообще отказались обслуживать борты «Эйр Юнион».

Из столичного Домодедово — основного аэропорта «Эйр Юнион» — передает корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.

Пока задерживаются 117 рейсов «Эйр Юнион», причем уже понятно, что это не предел. В будущем вылеты, скорее всего, тоже будут откладываться.

Пассажиры, живущие в Москве, конечно, разъехались по домам, но остальные в прямом смысле слова спят в Домодедово на чемоданах. Многие провели там уже больше суток. Это люди, вылетающие из Москвы на Сахалин, в Красноярск и Владивосток.

Пассажир: «Билеты сдать невозможно. Нам на сутки задержали вылет и сразу же предупредили, что никто не может гарантировать отправку борта в течение завтрашнего дня. Никто ничего не гарантирует».

Люди возмущены. Гражданам, путешествующим с маленькими детьми, авиаперевозчик не смог предоставить гостиницы. Пассажирам возлей стойки «Эйр Юнион» выдавали бесплатно только бутылочки с минералкой, талоны на обед появились ближе к полудню.

Билеты нельзя поменять на деньги, уплаченные суммы никак нельзя вернуть, а ведь многие из ожидающих возвращаются из отпуска и просто не имеют при себе свободных средств. Пассажиры признаются, что у них нет возможности приобрести дорогие билеты других авиакомпаний, к примеру, «Владивосток».

Мы общались с женщиной, она летит с маленькой дочкой в город Байконур, и «Эйр Юнион» — единственный авиаперевозчик, который совершает туда регулярные рейсы.

Пассажирка: «Мы приехали в аэропорт 7-часовой электричкой. Сначала рейс отложили до 3 часов ночи, а теперь говорят, что вылет возможен не раньше 9:40 завтрашнего дня. Остается только ждать».

Пассажир: «Гостинцу нам не предоставили, оказывается, разместить нас концерн не может. Вы представляете, с какими деньгами люди возвращаются из отпусков? Отдыхающие на обратный путь оставляют немного, только чтобы доехать на автобусе или такси до дома. У нас при себе не более 7 тысяч рублей, мы пошли и узнали цены билетов. Чтобы улететь рейсом другого перевозчика, нужно доплатить разницу в размере 13–15 тысяч за каждый билет».

Основная проблема в том, что у «Эйр Юнион» нет топлива, вернее, нет денег, чтобы его купить и заправить самолет. Есть информация, что задолженность авиаперевозчика составляет уже 1 миллиард долларов. В самой компании эту информацию никак не комментируют. Там говорят, что топливную проблему решить пока не удается, и ситуация, к сожалению, может не улучшиться, даже ухудшиться.

Юлия Багрышева, руководитель пресс-службы альянса «Эйр Юнион»: «Если до конца дня ситуация не разрешится, в Домодедово останутся 1482 наших пассажира. В настоящее время мы ведем переговоры с аэропортом Домодедово и делаем все возможное для решения спорных вопросов».

Не могут вылететь 17 рейсов, пассажиры 4 из них ожидают вылета со вчерашнего дня. 900 человек, ставшие заложниками топливного кризиса, находятся в московском Домодедово.

Образно выражаясь, перевозчик вошел в глубокий штопор. И сегодня государство, которое является крупнейшим акционером, пытается альянс из этого штопора вывести. Премьер Путин распорядился выделить топливо из госрезерва под гарантии госкорпорации Ростехнологии, а глава Минтранса заявил, что в банкротстве «Эйр Юнион» правительство не заинтересовано. За развитием ситуации следит корреспондент НТВ Илья Бухтуев.

В аэропорту Южно-Сахалинска томятся пассажиры. Ситуация до боли знакомая: ни горячего питания, ни гостиниц, ни внятных объяснений от альянса «Эйр-Юнион».

Пассажир: «Нам говорят: ждите, ждите. Вот мы сидим и ждем чего-то вторые сутки».

Причиной задержки стало отсутствие керосина. Топливная компания Южно-Сахалинска готова заправить два самолета Ту-154, но лишь при условии, что «Эйр Юнион» заплатит деньги вперед. Опасения понятны, ведь у альянса перед сахалинской фирмой и без того крупные долги. Правомерны ли такие ультиматумы со стороны заправщиков? Ответ на этот вопрос пытается найти транспортная прокуратура. Ведь в итоге страдают обычные пассажиры, которые заплатили за билеты.

Ольга Рябузова, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства на транспорте Дальневосточной транспортной прокуратуры: «Транспортная прокуратура направила письмо на имя губернатора Сахалинской области с просьбой оказать содействие в скорейшем решении данного вопроса. Направлены соответствующие заявления в суд Сахалинской области, в которых говорится об обязательной заправке судов авиакомпании „Красноярские авиалинии“, которые ожидают вылета.

Решается вопрос о возбуждении административных дел, касающихся нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, есть представления об устранении нарушений законодательства в адрес топливозаправочных компаний».

Утром в аэропорту Самары можно увидеть похожую картину, здесь на стульях и чемоданах сидят измученные ожиданием пассажиры. По расписанию отсюда не вылетели три рейса «Эйр Юнион», следовавшие в Нижневартовск, Сочи и Краснодар.

Пассажирка: «У нас уже нет сил. Мы с детьми ходим то в общежитие, то в один угол аэропорта, то в другой. Такого безобразия, конечно, я не видела».

Цепная реакция мгновенна. Есть вероятность, что сегодня вечером и из Красноярска не вылетят несколько самолетов. В «КрасЭйр», которая входит в «Эйр Юнион», уже не дают никаких гарантий.

Людмила Ганжурова, руководитель пресс-службы авиакомпании «КрасЭйр»: «Мы ничего не гарантируем. Сейчас горючее стоит 34 тысячи рублей за тонну, но уже с 1 сентября, судя по прогнозам, его цена вырастет до 43 тысяч за тонну. Оно опять подорожает почти на треть. Это очень большая разница. Если такое произойдет, билеты однозначно будут дорожать, это точно. Ситуация с задержками и нехваткой авиатоплива прогнозировать тоже никто не возьмется».

Пассажиры оказались в заложниках. Поменять билеты на деньги сейчас нельзя. Правда, это касается тех, кто покупал их не напрямую у «Эйр Юнион», а через посредников, к примеру, у турфирм.

Сергей Ильичёв, президент ЗАО «Транспортная клиринговая компания»: «Вся выручка, которая собирается по крохам в последние дни, перечисляется на расчетный счет „Эйр Юнион“, и именно эта компания должна организовать на местах возврат денег пассажирам билеты».

Самолеты альянса в Красноярске обслуживает компания «Сибирь-Авиасервис». Перед ней у «Эйр Юнион» тоже был солидный долг, и большую часть этого долга несколько недель назад погасили.

Олег Харченко, заместитель руководителя Управления антимонопольной службы по Красноярскому краю: «Сведения о долгах не остаются закрытыми для внешнего мира. Все топливно-заправочные комплексы по всей стране вдруг осознали простой очевидный факт, что „КрасЭйр“ деньги найдутся, но только когда прижмет. Начли прижимать».

Долги альянса торопятся взыскать теперь не только топливные компании. Руководство Екатеринбургского аэропорта Кольцово сегодня объявило о приостановке обслуживания воздушных судов авиакомпании «КрасЭйр». Объяснение знакомое: не платят по счетам, долгов накопилось на сумму в 6 миллионов рублей.

Юлия Федулова, директор по связям с общественностью аэропорта Кольцово г. Екатеринбурга: «Мы заинтересованы в том, чтобы наши пассажиры не пострадали. Августовские рейсы мы обслуживали только для того, чтобы пассажиры не чувствовали себя брошенными».

Сегодня стало очевидно, что самостоятельно «Эйр Юнион» свои проблемы не решит. Премьер Владимир Путин поручил Госрезерву как можно скорее выделить топливо авиаальянсу, чтобы попытаться перевезти до первого сентября всех, кто томится в залах ожидания.

Тем временем в Минтрансе договорились с крупнейшими авиакомпаниями о перевозке пассажиров «Эйр Юнион» на свободных местах. В первую очередь речь идее о пассажирах с детьми. Росавиация в ближайшие часы должна будет юридически оформить это решение.

Российское правительство не допустит банкротства «Эйр Юнион» и сделает все, чтобы наладить эффективную работу этой авиакомпании. Об этом заявил Сергей Иванов. Вице-премьер отметил, что ситуация, сложившаяся вокруг альянса, разрешится в ближайшие дни. Топливо уже начало поступать в основные аэропорты, из которых вылетают самолеты «Эйр Юнион» — Домодедово, аэропорты Красноярка и Дальнего Востока.

Сергей Иванов, заместитель председателя правительства РФ: «Ситуация находится под постоянным контролем. Мы ежедневно отслеживаем, сколько пассажиров ожидают вылета, а также делаем все, чтобы в кратчайшие сроки их доставить к месту назначения. Точную дату разрешения кризисной ситуации я не назову, но первоочередные меры, связанные с поставками топлива и доставкой пассажиров другими российскими, уже приняты».

По словам Сергея Иванова, накануне «Аэрофлот», «Трансаэро» и ГТК России приняли решение о перевозке своими самолетами пассажиров «Эйр Юнион» по уже купленным билетам.

Читайте также