Театр не как все

24.08.2008, 20:23

Видео программы «Сегодня»

В новом здании театра на набережной Тараса Шевченко собрал своих актеров Пётр Фоменко. Возможно, лучшая труппа Москвы обсуждала новый сезон.

О будущем говорили сегодня в Москве, на набережной Тараса Шевченко. Там, в новом здании театра собрал своих актеров Пётр Фоменко. Возможно, лучшая труппа Москвы обсуждала новый сезон.

О грядущих премьерах Фоменко, однако, говорил немного. В речи руководителя знаменитой мастерской, на голом месте создавшем успешный театр, и сделавшего звездами никому не известных выпускников ГИТИСа, преобладали тревожные интонации.

Репортаж корреспондента НТВ Сергея Морозова.

Мастерская Фоменко впервые открывает новый сезон в новом здании. Для обычного театра это было бы радостное событие, но здесь случай не обычный, поэтому чувства смешанные. Не уйдет ли знаменитая домашняя атмосфера? Не превратится ли новая сцена, по выражению многих, в «братскую могилу»?

Когда основатель мастерской Пётр Наумович Фоменко входил в новый театр, перед ним все с трепетом расступались. Сам же он, казалось, не мог привыкнуть к тому, что всех, кто раньше был буквально под рукой, теперь надо искать в этих пространствах.

Перед тем как заговорить о театре, Пётр Фоменко предложил почтить память всех без исключения погибших в южноосетинском конфликте.

Пётр Фоменко, художественный руководитель Московского театра «Мастерская П.Фоменко»: «Эта трагедия сумасшедшая — она не скоротечная. Это большая беда, потому что рушатся человеческие связи, возможно, на всю жизнь».

После этого мастер заговорил о театре. Вернувшихся из отпусков коллег он поставил перед необходимостью почти религиозного по накалу выбора — искусство или жизнь.

Пётр Фоменко, художественный руководитель Московского театра «Мастерская П.Фоменко»: «Надо набраться мужества и решить, можно ли жить на несколько домов или нет? Я в последнее время поглядывал в телевизор — в прайм-тайм, ночью. И я видел халтуру — мощную, хамскую, ублюдочную. Ею занимаются талантливые люди, во всяком случае способные. И им нужно потом прийти сюда отмыться или маленько отмолиться, вздохнуть».

Где взаимное служение режиссера и актеров? Где забота о театре? У кого-то семейные дела, у кого-то приработки — и вот актер уходит, постановка разваливается. Беспрестанно куривший Пётр Фоменко с буддийским спокойствием рисовал коллегам картины неминуемых разрушений.

Пётр Фоменко, художественный руководитель Московского театра «Мастерская П.Фоменко»: «Вообще этапы жизни у вас меняются. У вас дети, семьи, хозяйство. И чем больше хозяйство, тем больше забот, чем больше обретений, тем больше потребности».

Было ощущение, что мастер готов все бросить и уйти — набирать новую молодежь. По итогам прошлого сезона в театре остались 11 стажеров.

По словам актрисы Мадлен Джабраиловой, которая недавно закончила съемки в картине «Плюс один», Пётр Фоменко может приостановить свои постановки ради работы с молодыми.

Мадлен Джабраилова, заслуженная артистка России: «Я не знаю ничего насчет этого сезона. Если что-то получится, с Петром Наумовичем будет работа по Пушкину. Может быть, он отдаст все силы молодому поколению и будет репетировать со стажерами».

Коллеги по ремеслу считают, что опасность превращения в обычный театр есть всегда, но сама по себе большая сцена — это еще не беда.

Кирилл Пирогов, заслуженный артист РФ: «Это хорошие стены. Просто пока они задумчивы — не знают, что мы собираемся здесь делать. По-моему все должно быть хорошо. Как помочь? Работать надо в театре».

Театр продолжит существовать на разных сценах: в старом доме будут идти спектакли, которые невозможно перенести на новую сцену. Кто-то считает, что так сохранится дух Мастерской Фоменко. Сам же мастер полагает, что опираться на старые постановки больше нельзя.

Читайте также