Храм на Русской Голгофе

24.08.2008, 15:26

Видео программы «Сегодня»

На горе Голгофе — самой высокой точке Соловецких островов освятили церковь Распятия Господня.

Сегодня на гору Голгофу — самую высокую точку Соловецких островов поднялись десятки паломников. Утром там освятили церковь Распятия Господня, которую на благотворительные средства восстановили монахи. Этого события ждали долго.

Храм — это память о жертвах репрессий. В 20–30-х годах прошлого века в церкви был устроен стационар Соловецкого лагеря: с пациентами там обращались жестоко, и вся гора теперь — это огромное кладбище, где захоронены тысячи заключенных.

С Соловецкого архипелага — репортаж корреспондента НТВ Георгия Гривенного.

Колокольный звон вроде бы и привычен обитателям Соловков, но в этот день все признаются: звучит как-то по-особому. Храм на крошечном пятачке земли буквально на пике горы воссоздавали 6 лет и буквально из ничего.

Вячеслав Столяров, ответственные помощник по сохранению культурного наследия наместника Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря: «Такое чудо совершили люди, которые здесь трудились, и монахи, которые здесь отважились жить. Потому что они жили вдали от цивилизации — без электричества, без водопровода. Ничего нет и до сих пор. Появилась связь сотовая, слава Богу».

Многие, еще подплывая к островам, видят новый храм — как маяк издалека, и соглашаются: в этом есть что-то от чуда. Водная дорога к храму занимает более двух часов по Белому морю: от Большого Соловецкого острова на остров Анзер. Именно там, на Анзере, находится высочайшая точка архипелага — гора Голгофа.

Именно на этой Русской Голгофе в дни памяти исповедников и новомучеников соловецких и был торжественно освещен новый храм Распятия Господня. Эту гору назвали Голгофой еще 300 лет назад, но 30-е годы XX века наполнили это название новым смыслом. Здесь располагался госпиталь для заключенных СЛОН — Соловецкого лагеря особого назначения. Но выйти живым из этой больницы удалось совсем немногим.

Вячеслав Столяров, ответственные помощник по сохранению культурного наследия наместника Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря: «Нары стояли в три яруса, на них лежали умирающие люди, в том числе во время эпидемии. Несколько тысяч человек захоронены. Есть, правда, тенденция очень сильно преувеличивать эти цифры, но и несколько тысяч — очень много для такого небольшого места».

Теперь получается: это одна дорога и на Голгофу к храму, здесь даже деревья как указатели.

Вячеслав Столяров, ответственные помощник по сохранению культурного наследия наместника Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря: «Эта береза-крест либо чудотворным образом образовалась, либо заключенные ветки подогнули и подвязали. И вот со временем она превратилась в такой памятник природный».

Теперь здесь каждый день будут службы, в том числе и специальные — в память соловецких новомучеников. А приехавшие на Соловки архитектор Владимир Суровцев выбирает место для нового памятника. Он уже увековечил в камне и металле многих: от генерала Скобелева до эскадрильи «Нормандия — Неман». Теперь же хочет обратиться к памяти других героев своего времени, имена которых до сих пор никому не известны.

Владимир Суровцев, архитектор: «Во многом это были люди высочайшей культуры, высочайшего уровня образования, эрудиции. Ведь, по сути, все верхнее духовенство тут погибло. А сколько здесь было ученых, литераторов, музыкантов, композиторов, художников».

Он надеется, что благословение на строительство памятника-реквиема может быть получено уже в новом, только что освещенном храме.

Читайте также