«Мурманская бомба» у берегов Норвегии

19.08.2008, 20:38

Видео программы «Сегодня»

В скандинавской стране закипает скандал вокруг советского крейсера «Мурманск».

В Норвегии закипает скандал вокруг крейсера «Мурманск». В 90-е этот списанный советский крейсер продали на металлолом в Индию, но во время буксировки корабль выбросило на мель у острова Соройа. С тех пор полузатопленный «Мурманск» служит туристической достопримечательностью.

Однако теперь местные жители требуют убрать проржавевший корабль. Им стало казаться, что он в буквальном смысле отравляет их. Именно из-за Мурманска, полагают местные, в округе растет число заболевших раком.

Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко отправился на место, выяснить в чем дело.

«Рождественский подарок из России, который мы не просили», — так Аспиан и другие норвежцы называют крейсер «Мурманск». К берегам острова Соройя его принес шторм в рождественский вечер 14 лет назад. С тех пор вид из окна для Аспиана потерял былое очарование. Рыбак говорит, что огромный военный корабль портит ему настроение.

Аспиан Антонсен, рыбак: «Да уже надоело на него смотреть. Я устал уже от этого вида. Быстрее бы этот крейсер убрали!»

Раньше затопленный «Мурманск» никому не мешал, а наоборот — считался достопримечательностью острова. Его показывали туристам, а сами рыбаки развлекались на крейсере.

Стеймар Фюрей, рыбак: «Мы пили на нем пиво, прыгали в воду наперегонки, а из корабельной антенны сделали карусель. Нужно было схватиться за нее двумя руками и кружиться. Одного человека мы еле остановили — он так раскрутился, что чуть в воду не упал. Но тогда мы ничего не боялись».

Страх у жителей деревни появился после сообщений экологических организаций. Эксперты подозревают, что на «Мурманске» могут быть радиоактивные и ядовитые вещества опасные для жизни.

Александр Никитин, эксперты экологической организации «Белонна»: «В данный момент есть некая неопределенность относительно токсичности крейсера, её нужно решить».

В Сорвере тут же вспомнили: за последние семь лет несколько рыбаков умерли от рака. Для маленькой деревни с населением чуть больше 200 человек это все равно что чума. Получается, наконец-то нашли виновника эпидемии.

Лилия Кустова-Фюрей: « думаю, что у них началась радиофобия».

Лилия — единственная россиянка на острове и единственный человек, кого не пугает «Мурманск».

Лилия Кустова-Фюрей: «Я не боюсь „Мурманска“ и никогда не боялась .Когда я сюда приехала, то все время ходила пешком на работу, проходила мимо этого „Мурманска“. Вы знаете, у меня есть свой Мурманск — я приехала из Мурманска».

Съемочная группа НТВ подплыла к кораблю вместе с норвежцами. Но подняться на борт жители острова отказались. Их пугает неизвестность — а вдруг и правда этот умирающий гигант опасен.

Туроскар Андреосен, рыбак: «Раньше он выглядел как новенький. Он был серого цвета, а не ржавый».

Затопленный Мурманск до сих пор выглядит внушительно. Во время отливов хорошо видна огромная палуба. На борту возникает ощущение, будто находишься на корабле-призраке. Напоминания о боевом прошлом хорошо сохранились, хотя общее состояние крейсера — удовлетворительное.

Оборудование, которое так пугает норвежцев, действительно находится на корабле. Оно не спрятано и лежит в помещениях. При желании любой может посмотреть на него, разобрать или даже взять с собой домой. Сам крейсер ржавый, но здесь достаточно безопасно. Главное — смотреть себе под ноги, ведь можно наткнуться на все что угодно: начиная от старых проводов и заканчивая ракушками. На верхних палубах их очень много.

Внутри крейсера многое сохранилось, например, даже стекла в капитанской рубке. А в одном месте видно, что здесь был штурвал. Но больше всего норвежцев волнует то, что скрыто под водой — на глубине 10 метров. Туда никто не заглядывал.

Мурманск возвышается над морем во всеоружии. Некоторые орудия корабля живут своей жизнью. И это жизнь после смерти. Другие орудия направлены на деревню. Это теперь символ войны острова Соройя с крейсером. Силы не равны.

Даже в покалеченном состоянии «Мурманск» — грозный противник. Чтобы поднять его и увезти на утилизацию потребуются десятки миллионов долларов. От этой затеи в свое время отказались в Индии. Хотя именно индийская компания купила корабль у России и везла его на слом. Но дешевле оказалось просто бросить крейсер, севший на мель.

Сохранились фотографии, на которых судно запечатлено в 1994 году после шторма, и раньше — в годы службы. На корабле когда-то даже выходил в море генсек Леонид Брежнев, когда наблюдал за учениями.

А это мучения норвежского политика, мэра близлежащего поселка Хасвик. Эва Хасби поднялась на палубу после долгих раздумий и опасений.

Эва Хасби, мэр Хасвика: «О Боже мой, как здесь ужасно!»

Для Эвы дело «Мурманска» — самое большое в ее карьере. Ее избиратели — целых 500 человек — ждут от мэра победы.

Эва Хасби, мэр Хасвика: «Здесь такой беспорядок. А главное — мы не знаем, что на корабле. И это очень пугает нас».

Эва Хасби требует от норвежского правительства официального запроса в Россию. Среди вариантов, которые бы устроили политика, — немедленная эвакуация крейсера или хотя бы информация о содержимом «Мурманска».

Андрей Фролов, эксперт в области военно-морских вооружений: «Я бы понял опасения наших норвежских соседей, если корабль только что был выброшен на берег и на его борту были бы какие-то технические жидкости: например, мазут, который мог бы попасть в воду. Но, это абсолютно голая металлическая коробка и он не предоставляет угрозы судоходству. Это уже достопримечательность норвежского берега».

Для российских туристов это больше, чем просто достопримечательность. К крейсеру приезжают даже дети тех моряков, которые когда-то служили на «Мурманске».

Кто-то из россиян несколько недель назад водрузил на корабль советский военно-морской флаг. Теперь это еще и знак поддержки для забытого и никому не нужного крейсера.

Читайте также