Ностальгия по дому сильнее страха

15.08.2008, 20:24

Видео программы «Сегодня»

Беженцы начали возвращаться в свой родной, пусть и разрушенный город Цхинвали.

Беженцы начали возвращаться в Цхинвали. Среди них — Алла Джиоева. Двое суток она вместе с родственниками пряталась в подвале от грузинских пуль, прежде чем удалось выбраться во Владикавказ.

Корреспондент НТВ Александр Калинин помог ей вернуться домой.

Автовокзал Владикавказа сейчас самое популярное место у беженцев из Южной Осетии. На днях отсюда начали ходить автобусы до Цхинвали. Алла с родственниками не успела на последний рейс, денег на машину у людей нет. И съемочная группа НТВ предлагает их подвезти.

Алла Джиоева: «Сейчас благодаря российским миротворцам и российской армии там все наладилось. И, конечно же, нужно возвращаться на насиженные места».

Среди вещей — хлеб, продукты, сигареты и целлофан. Для странного гастрономического сочетания есть простая причина.

Алла Джиоева: «Целлофан нужно будет прибивать к окнам».

От Владикавказа до Цхинвали — 170 километров. Есть время подумать о предстоящих делах. Но Алла уже знает, что сделает в первую очередь — обойдет соседей и узнает, кто жив.

Алла Джиоева: «Надеюсь, все живы, хотя когда мы оттуда уезжали, вывезли обожженную женщину. В соседней с нами „газели“ везли обожженную девушку, которую мы так и не успели спасти».

Особенность местного трафика — гуманитарные колонны. Везут воду, продукты, но в основном бензин, ведь без него не работает техника. Пейзажи за окном располагают к мирному созерцанию, но все думают о войне. В такой обстановке старая песня группы «Домбай» снова стала хитом: «Пусть наши горы не знают позора, Мир тебе, Кавказ».

Доехать до Цхинвали получается только к восьми часам вечера. Полчаса назад в городе объявили комендантский час. Колонну людей, едущих домой, останавливает 135-й мотострелковый полк. Фары машин просят выключать сразу после парковки. Снимать накамерным светом не разрешают — говорят, в лесу еще остались грузинские снайперы. Аллу это, кажется, не пугает.

Алла Джиоева: «Больше негде жить. А домой всегда хочется, всегда туда тянет, как бы плохо тебе там ни было».

Ночь проходит в автобусах и машинах. Людей пускают в город только с шести утра. Правда, городом это назвать трудно. Редкие люди выходят на улицу, чтобы закатить в дом баки с водой. Большинству эти баки закатывать просто некуда.

Это только в кино возвращение домой всегда радостное событие. В жизни иногда бывает по-другому. После грузинского обстрела от домов многих цхинвальцев остались в худшем случае фундаменты, в лучшем — голые стены. В общем, возвращаться практически некуда, но ничего не поделаешь. Оказывается, ностальгия по дому сильнее страха вновь оказаться под обстрелом.

Под грузинским огнем Алла провела двое суток. Кроме нее в подвале сидели еще 12 человек — родственники и соседи. В этом доме она прожила 20 лет, а теперь ходит по нему, как чужая.

«Здесь была наша летняя кухня, а тут телевизор стоял — наверное, свалился. Хорошая доля свинца досталась нашему дому. Что-то сюда соседи занесли — у них тут вообще ничего не осталось», — рассказывает женщина.

Восстанавливать дома будут вместе. У 11-классника Айвенго на это теперь много времени. Грузинские войска сравняли его школу с землей. Хорошо, что уроки труда были в младших классах — работать с инструментами придется еще долго.

Читайте также