Шесть шагов к миру

12.08.2008, 20:15

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Дмитрий Медведев и Николя Саркози выработали принципы, которые помогут окончательному урегулированию ситуации в Южной Осетии.

Сегодня Дмитрий Медведев назвал условия, необходимые для окончательного урегулирования ситуации. Во-первых, Грузия должна отвести свои войска на исходные позиции, а во-вторых, подписать юридически обязывающий документ о неприменении силы.

Об этом Медведев заявил на встрече с президентом Франции, прилетевшим в Москву. Николя Саркози поприветствовал решение о прекращении операции по принуждению Грузии к миру, поддержал стремление Москвы защищать российских граждан, где бы они не находились, и отметил роль России в современном мире.

За переговорами наблюдал корреспондент НТВ Роман Соболь.

После довольно длительных переговоров два президента вышли к журналистам на пресс-конференцию. Известно, что на определенном этапе обсуждения ситуации в Южной Осетии к Медведеву и Саркози присоединился и председатель правительства Владимир Путин.

В итоге были сформулированы принципы, на основе которых возможны дальнейшие мирные переговоры между Южной Осетией, Россией и Грузией. И этих принципов стало больше. Если до начала переговоров Дмитрий Медведев действительно формулировал два основных критерия, то сейчас их шесть.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и президент французской республики Николя Саркози поддерживают следующие принципы урегулирования конфликтов и призывают соответствующие стороны подписаться под этими принципами. Их шесть.

Первый — не прибегать к использованию силы; второй — окончательно прекратить все военные действия; третий — свободный доступ к гуманитарной помощи; четвертый — вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации; пятый — вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. До создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности. И шестой — начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

Я думаю, что это хорошие принципы для того, чтобы решить проблему и выйти из той драматической ситуации, которая возникла. Эти принципы вполне могут быть использованы как Грузией, так и Южной Осетией.

Из Москвы президент Франции намерен отправиться в Тбилиси, чтобы довести наши договоренности до грузинской стороны. Если Грузия будет реально готова подписаться под ними и действительно отведет войска на исходные позиции, то путь к постепенной нормализации обстановки в Южной Осетии будет открыт. Дело за Тбилиси».

Стоит напомнить, что ранее режим Саакашвили уже показал себя как достаточно трудного переговорщика. Да и сегодня было сделано довольно много заявлений, как будто бы Саакашвили заранее готовится к срыву будущих мирных переговоров. Так что у Николя Саркози, который сегодня отправляется в Тбилиси, будет непростая миссия.

Николя Саркози, президент Франции: «Ситуация в этих регионах является предметом многочисленных дискуссий в Совете безопасности с 1992 года. Я хотел бы в присутствии президента Медведева сказать, что мы видим стремление России гарантировать суверенитет и уважать суверенитет Грузии».

Саркози добавил, что выступает сейчас не только как лидер своей страны, но и как представитель всей Европы, поскольку Франция сейчас председательствует в Евросоюзе. Он отметил, что роль России для Европы очень важна, и Россия всю свою мощь должна направить на поддержание мира.

Французский президент также сказал, что заручился поддержкой в этих переговорах у лидеров Германии, Англии, Испании. А в Тбилиси он планирует встретиться с лидерами Польши и Украины.

После речей Медведева и Саркози слово дали журналистам. Одним из первых вопросов, заданных российскому лидеру был следующий: почему Россия только сегодня заявила о своем прекращении операции по принуждению грузинских сил к миру? Ведь Грузия вроде бы уже два дня назад говорила о том, что она остановит огонь.

Дмитрий Медведев, президент России: «Что же касается утверждений грузинского президента о том, что уже два дня соблюдалось прекращение огня, это вранье. Грузинские силы обстреливали миротворцев, к сожалению, и вчера были погибшие. Делалось это и из артиллерийских орудий, и из стрелкового оружия.

Иными словами, никакого прекращения огня с грузинской стороны не было. Знаете, отморозки тем и отличаются от нормальных людей, что когда они чувствуют запах крови, их очень трудно оставить. И тогда приходится прибегать к хирургическим методам».

Дмитрий Медведев, надо сказать, был достаточно эмоционален. На вопрос, будет ли обсуждаться на возможных мирных переговорах с Грузией вопрос о геноциде южноосетинского народа, он ответил довольно экспрессивно.

Дмитрий Медведев, президент России: «В международном праве подобные инциденты классифицируются как преступления, равно, как и убийство тысяч граждан носит наименование „геноцид“. Другого наименования нет и быть не может.

Более того, мы уже об этом говорили: очень странной является ситуация, когда принимают дополнительные меры безопасности. Один персонаж, совершивший убийство тысяч жизней, характеризуется как террорист и ублюдок, а другой — как законно избранный президент суверенной державы. Международное право не имеет возможности использовать двойные стандарты, и в политической практике нужно придерживаться этого».

Главу российского государства также спрашивали, почему в шести принципах, сформулированных для будущих переговоров, никак не упоминается принцип территориальной целостности Грузии. По словам Дмитрий Медведева, там заложены принципы суверенитета и независимости этого государства, а сейчас важно установить мир в регионе.

Не избежал российский лидер и вопроса о том, есть ли вероятность, что абхазы и жители Южной Осетии добровольно вернутся в состав Грузии.

Дмитрий Медведев, президент России: «Вопрос территориальной целостности — это очень сложный вопрос, который не решается на митингах, и даже в парламентах и встречах лидеров. Это желание людей жить в одном государстве. И здесь Вы правильно задали вопрос: могут ли и хотят ли осетины и абхазы жить в составе Грузии? Этот вопрос нужно задать им самим, и они дадут на него свой недвусмысленный ответ.

На этот вопрос не должна отвечать ни Россия, ни какие-либо другие государства. Это должно происходить в строгом соответствии с нормами международного права. Хотя и международное право в последние годы изобилует сложными примерами самоопределения народов и возникновения новых государств на карте. Давайте вспомним пример Косова. Поэтому это тот вопрос, на который должны ответить осетины и абхазы с учетом истории, принимая во внимание и то, что случилось в последние дни».

Вполне вероятно, что последние действия грузинского руководства подтолкнули жителей Южной Осетии и Абхазии к тому, чтобы выбрать косовский вариант развития. Тем не менее сегодня были сформулированы очень важные принципы для будущих переговоров. Но это еще не сами мирные переговоры, и очень многое теперь зависит от доброй воли Тбилиси.

Свое мнение высказал и глава МИД РФ Сергей Лавров на совместной пресс-конференции со своим финским коллегой Александером Стуббом. По мнению российского дипломата, Совет безопасности ООН должен дать оценку действиям грузинской армии в Южной Осетии и обязать Тбилиси увести войска из зоны конфликта.

Кроме этого, по словам министра, официальная Москва отныне не намерена вести переговоры с властями Грузии. Однако, подчеркнул Лавров, это не значит, что Россия собирается менять политический строй в республике.

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Я не думаю, что Россия будет иметь настроение не только вести переговоры, но и разговаривать с господином Саакашвили. Он совершил преступные деяния против наших граждан и даже не задумывался о том, чтобы раскаяться.

У нас нет никаких планов ни свергать кого бы то ни было, ни возводить на трон. Это вообще не в нашей политической культуре и не в арсенале нашей внешней политики. Этим занимаются другие, мы это знаем».

Сергей Лавров заявил, что есть все основания квалифицировать действия грузинской армии в Южной Осетии как «геноцид». Однако председатель ОБСЕ в своей реплике избежал такой оценки.

Александер Стубб, министр иностранных дел Финляндии, председатель ОБСЕ: «Вы меня спросили о геноциде. Я не могу давать определения. Моя задача — прекратить огонь. Анализ ситуации, политические заявления — все это будет позже. На мой взгляд, использование жестких определений сейчас неуместно».

Читайте также