Такая длинная дорога к свободе

08.08.2008, 21:29

Видео программы «Сегодня»

В Южной Осетии всегда подчеркивают: воевать с грузинскими правителями, подчинявшими непокорных горцев, здесь начали еще в средние века.

О том, что в Южной Осетии снова начнется война, говорили несколько последних лет. Хрупкое затишье то и дело прерывалось стрельбой со стороны неизвестных лиц, пролетами неопознанных самолетов, скандальными арестами и взаимными обвинениями.

Власти Южной Осетии добиваются независимости почти уже 20 лет. В Тбилиси неизменно отвечают, что целостность Грузии нерушима, и апеллируют то к международному сообществу, то к силе оружия.

Хронологию конфликта восстановил корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.

В Южной Осетии всегда подчеркивают: воевать с грузинскими правителями, подчинявшими непокорных горцев, здесь начали еще в средние века. И после революции Осетинский округ Тифлисской губернии пытался требовать независимости, но стал автономной областью в составе Грузинской ССР. Столица — Цхинвали — с 1936 по 1961 годы называлась Сталинири.

Но потом и эта империя ослабла. И в 1989 году югоосетинские депутаты объявили о преобразовании автономной области в республику. А через год и вовсе провозгласили независимость, позднее подкрепив решение референдумом. В Тбилиси автономию отменили, а Звиад Гамсахурдиа отправил на Цхинвали войска.

Бои с осетинскими отрядами самообороны привели к многочисленным жертвам с обеих сторон. Грузинские части расстреливали город прямой наводкой с ключевых высот.

В феврале 1991 года в морозы грузинские энергетики отключили в Цхинвали свет, в больницах замерзли насмерть десятки стариков и детей. В Россию потянулись беженцы.

Временно потушить конфликт удалось лишь в 1992 году. В Дагомысе с участием президентов Ельцина и Шеварднадзе было подписано соглашение о принципах урегулирования. Грузинские войска покинули зону конфликта.

Грузинский солдат, июль 1992 года: «Если это будет началом мира на грузинской земле, это будет самый счастливый день в моей жизни».

В регион тогда вошли смешанные российско-грузинско-североосетинские миротворческие силы. Но вопрос о статусе республики остался нерешенным. Это подкрепило взаимное недоверие, а жителей Южной Осетии заставило массово получать российские паспорта.

Страхи оправдались после грузинской «революции роз» — новая власть во главе с Михаилом Саакашвили решила собрать отколовшиеся части. Грузия усилила военное присутствие в регионе, стала бойкотировать заседания Смешанной контрольной группы.

И летом 2004 года Цхинвали вновь оказался под огнем. Наступление тогда отбили, а по улицам провели захваченных грузинских полицейских. Миротворцы не вмешивались.

Миротворец, июль 2004 года: «Пока по нам не будет применено оружие, мы оружие не применяем».

Потом досталось и миротворцам. Грузия заявила, что они через Рокский тоннель снабжают сепаратистов оружием, то есть не соблюдают нейтралитет.

Против «голубых касок» началась целая кампания. Их обстреливали, арестовывали, обвиняли в преступлениях. В феврале 2006 года войной едва не закончилось ДТП с участием грузовика миротворцев и грузинской легковушки.

Одновременно в Тбилиси создали свою, подконтрольную администрацию Южной Осетии, которую ее возглавил Дмитрий Санакоев. В Цхинвали его назвали грузинской марионеткой.

Тбилиси предложил региону широкую автономию, но власти Южной Осетии ответили новым, уже вторым референдумом о независимости: 99% проголосовали «за».

Эдуард Кокойты, президент Южной Осетии, ноябрь 2006 года: «Мы не хотим жить в двух Осетиях, нам нужна единая и неделимая Осетия в составе России!»

Нынешней весной Грузия возобновила обстрелы Цхинвали. Несколько взрывов, раненые, убитые… Месяц назад МИД России выступил с заявлением о том, что российским военным пришлось совершить кратковременный полет над территорией Южной Осетии, чтобы «охладить горячие головы» в Тбилиси и предотвратить войну. Как стало ясно сегодня, она все же началась.

Читайте также