Инвалид отомстит авиакомпании в суде

07.08.2008, 20:03

Видео программы «Сегодня»

Черёмушкинский суд Москвы принял к рассмотрению дело, за которым будут следить тысячи российских инвалидов. Прикованная к коляске москвичка требует от авиаперевозчика миллион рублей.

Сегодня Черёмушкинский суд Москвы принял к рассмотрению дело, за которым будут следить тысячи российских инвалидов.

Прикованная к коляске москвичка Наталья Присецкая требует от авиаперевозчика миллион рублей — как моральную компенсацию за то, что ее не пустили на борт самолета. У девушки-инвалида не было сопровождающего, и, по мнению компании, это нарушало федеральные авиационные правила.

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов выслушал аргументы сторон.

Мы встретились с Натальей в здании правозащитного центра, где она работает уже несколько лет. Это редкое здание в Москве, где есть пандусы для инвалидов. Саму Наталью беспомощной никак не назовешь — она много ездит по стране, стараясь помогать другим. Сейчас тот редкий случай, когда помощь нужна ей самой.

Это было 30 июня. Наталья собиралась во Владикавказ — заниматься с детьми, пострадавшими во время боевых действий. Она только за прошлый год летала 34 раза (в том числе «Сибирью», в том числе одна) и привыкла, что всегда все одинаково: сотрудники медпункта аэропорта доставляют пассажира в коляске к самолету, поднимают, пересаживают в обычное кресло, коляску сдают в багаж.

В этот раз в Домодедово сначала все было так же. О том, что ее не пускают на борт Ту-154, Наталья и помогавшие ей сотрудники аэропорта узнали только у трапа.

Наталья Присецкая, сотрудница общественной организации инвалидов «Перспектива»: «Я говорю: ну, хорошо, можно хоть со стюардессой поговорить? Но никто не хочет эту тему обсуждать».

В офисе компании Наталье объяснили: без сопровождающего нельзя, экипаж действовал строго по инструкции.

Ирина Колесникова, пресс-секретарь авиакомпании S7: «Согласно пункту №110 федеральных авиационных правил, перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете. Авиакомпания вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров».

Наталья Присецкая, сотрудница общественной организации инвалидов «Перспектива»: «Я не нуждаюсь в уходе во время полета. То есть, я сажусь, беру плед и засыпаю. Какие специальные условия?»

Максим Ларионов, юрист общественной организации инвалидов «Перспектива»: «Если суд признает, что компания действовала по закону, то мы будем требовать изменения федеральных авиационных правил в Верховном суде».

Проведена проверка. Формально авиакомпания была права, заявили нам в Росавиации. Там признают: надо менять правила, и над этим уже работают — ведь Россия присоединяется к международной конвенции о защите прав инвалидов. Пока же колясочники должны каждый раз заранее согласовывать поездку с перевозчиком.

Евгений Бачурин, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта: «Необходимо ли, условно говоря, нести пассажира на руках до самолета? Да, мы тоже понимаем, что этого бортпроводники-женщины сделать не смогут. Тогда необходимо, чтобы был мужской персонал, который это выполнит. Может ли пассажир передвигаться в ходе полета, то есть, сможет ли он дойти до туалета и т. д? То есть такие простые, банальные вещи, но они крайне важны, потому что вопрос безопасности полетов».

Когда лайнер улетел без нее, Наталья поехала в другой аэропорт и без малейших затруднений добралась до Владикавказа рейсом другой компании, которая более либерально трактует те же правила. Надеяться на добрую волю авиаторов и волноваться перед каждым рейсом — сейчас, увы, это ждет любого пассажира с ограниченными возможностями.

Читайте также