Реликвии вернулись на родину

07.08.2008, 17:11

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Санкт-Петербурге ветеран ВМС США, который участвовал в подъеме подводной лодки К-129, передал родственникам погибших моряков часть корпуса судна и золотое обручальное кольцо, найденное на борту.

Спустя 40 лет реликвии с затонувшей субмарины вернулись на родину. Сегодня в Санкт-Петербурге ветеран ВМС США, который участвовал в подъеме подводной лодки К-129, передал родственникам погибших моряков часть корпуса судна и золотое обручальное кольцо, найденное на борту.

Субмарина затонула в Тихом океане в марте 1968 года. Погиб весь экипаж подлодки — 97 человек. И до сих пор эксперты не смогли ответить на вопрос, что же стало причиной трагедии.

Репортаж корреспондента НТВ Ильи Федосова.

32 года было старшему корабельному старшине Военно-морских сил США Дедди Рибу, когда он произносил речь на церемонии захоронения моряков советской подводной лодки К-129. И только сегодня, почти 35 лет спустя, он встретился с родственниками членов экипажа затонувшей субмарины.

К-129 затонула в марте 1974 года на боевом дежурстве в Тихом океане. Субмарина не вышла на связь. Советские корабли начали ее искать, но безуспешно. Американцы нашли сразу.

Игорь Курдин, председатель Совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников: «Найти лодку на дне, на шестикилометровой глубине в Тихом океане — непростая задача, легче найти иголку в стоге сена. Но они ее нашли. Это говорит о том, что они точно знали, где она затонула. А точно знать они могли только в случае, если сами же протаранили ее».

До сих пор представители США утверждают, что лодка затонула сама из-за взрыва в аккумуляторном отсеке. Наши специалисты уверены, что было столкновение.

Всеволод Жарков, конструктор подводных лодок проекта 629 А: «Подтверждение тому, что буквально на следующий день, если знать дату ее гибели, американская подводная лодка с избитой мордой, но пришла в Японию. И ночью потихоньку его поставили в док и никого к ней не допускали. И на ремонт ее утащили из Японии в Соединенные Штаты».

У К-129 была одна интересная деталь — выхлопная труба на рубке. Это элемент устройства, позволявшего лодке идти на дизеле, не всплывая, на перископной глубине. Из-за рева двигателей и шума волны акустики могли почти ничего не слышать. По одной из версий это и могло стать причиной столкновения.

Потом стало известно, что американцы с пятикилометровой глубины подняли переднюю часть лодки, надеясь найти на ней ключ к шифрам. Чтобы оправдать свои действия и не нарушать морской обычай, была проведена церемония захоронения моряков. Отрывок из траурной речи, написанной по-русски, Дедди Риб помнит до сих пор.

Дедди Риб, в 1984 году — главный корабельный старшина Военно-морских сил США: «Те из нас, кто попал в море на корабле, всегда ищут безопасную гавань у конца плавания».

Тамаре Ореховой было 33 года, когда ей сообщили, что К-129, на которой служил ее муж, затонула. Она пришла на встречу с американцем с единственной целью.

Тамара Орехова, вдова командира боевой части 5 подводной лодки К-129: «Я хотела услышать его мнение: твердо ли они уверены, что это не их лодка затопила нашу».

Дедди Риб, в 1984 году — главный корабельный старшина Военно-морских сил США: «О столкновении никогда не говорили. Мы все думали, что имела место авария с батареями или с машиной».

«Я приехал сюда не для того, чтобы говорить о причинах катастрофы, а чтобы почтить память советских моряков», — пояснил Дедди Риб и передал родственникам погибших небольшой фрагмент корпуса лодка К-129, затонувшей по причинам, которые остаются неизвестными до сих пор.

Читайте также