Реставраторы воюют с темными силами

06.08.2008, 15:06

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Михайловском театре Санкт-Петербурга начался самый сложный этап ремонтных работ.

В Михайловском театре Санкт-Петербурга начался самый сложный этап ремонтных работ. Специалисты приступили к реставрации живописи, окружающей плафон в зрительном зале. 400 квадратных метров необходимо очистить от лишних слоев краски и копоти, которая образовалась из-за газового освещения, используемого в XIX веке.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Если бы сегодня продавались билеты на третий ярус Михайловского театра, то зрители бы увидели не театральное действие на сцене, а кропотливую работу реставраторов под самым потолком. Впервые за 150 лет начались масштабные реставрационные работы под плафоном.

С 1859 года, когда обновленное здание театра было представлено публике, монументальную живопись старались лишь законсервировать. Делались небольшие косметические работы. В результате холст имеет несколько поздних слоев краски и заплаты. Плафон, наклеенный на деревянный каркас, получил серьезные повреждения.

Армен Газиянц, руководитель реставрационных работ: «В некоторых местах все время просачивался воздух, поэтому холст перегорал. Поэтому холст в сплошных квадратах».

Победа светлых сил просвещения и искусства над темными силами невежества. Чтобы восстановить аллегорическое изображение светлых и темных сил, предстоит аккуратно снять 400 квадратных метров живописи. Для этого разработана особая технология. Монументальное полотно снимают полосами.

Армен Газиянц, руководитель реставрационных работ: « Те полосы, которые мы снимаем, они очень длинные, разного размера. Они в разных местах стыкуются по-разному».

Потом живопись соберут как огромный пазл. Самое интересное, что в процессе работы мастера обнаружили уже на снятых частях плафона обозначение XIX века, которое в точности соответствует системе, принятой сегодня.

Один из этапов реставрационных работ — это фиксация орнамента на кальку, пропитанную специальным составом.

Алексей Игнатченко, художник-реставратор: «Чтобы потом не потерять этот рисунок, а чтобы потом его можно было восстанавливать».

Реставраторы должны успеть демонтировать плафон и вручную отциклевать потолочные перекрытия. Сегодня мастера делают ту же разметку для финального этапа сборки, которая состоится через год. Все это время потолок будет задрапирован холстом.

Мастера говорят, что работа хотя и сложная, но невероятно интересная. Этот плафон гораздо выразительней того, что находится в Александринке. Чтобы на профессиональном языке реставраторов раскрыть живопись на плафоне, то есть убрать наслоения, им словно действительно предстоит одержать победу над темными силами.

Читайте также