Кольцо, где не бывает пробок

02.08.2008, 15:03

Видео программы «Сегодня»

Московской окружной железной дороге исполняется 100 лет. Это, пожалуй, единственное транспортное кольцо в столице, на котором нет заторов.

Московской окружной железной дороге исполняется 100 лет. Сегодня это, пожалуй, единственное транспортное кольцо в столице, на котором нет пробок. Сейчас на Окружной идет активная реконструкция, и через три года на некоторых участках дороги пустят пассажирские электрички.

Репортаж корреспондента НТВ Александра Калинина.

На кадрах 100-летней давности запечатлено уникальное для того времени явление — пробка. Правда, не автомобильная, а железнодорожная. Была у царской Москвы такая проблема — промышленный бум. Товаров делали столько, что вывозить все не успевали. В конце концов не выдержали на самом верху. Император Николай II приказал построить вокруг столицы железную дорогу, которую так и назвали — Московская окружная.

Если дороги и правда беда России, то железная дорога — это, скорее, исключение из этого правила, тем более та, о которой кроме москвичей мало кто знает. Московская окружная железная дорога — это транспортная артерия наподобие МКАДа, только она гораздо меньше и предназначена для поездов.

Архитектурный и инженерный подвиг начала XX века протяженностью 54 километра. Здесь 14 станций и 10 направлений, связанных воедино. Для современной Москвы это уже памятник истории. Окраины стали центром города, новую границу мегаполиса обозначила МКАД, растянувшаяся на 109 километров.

Работник музея Московской окружной железной дороги: «Паровоз „ФД“ — „Феликс Дзержинский“. Здесь же можно увидеть технический знак железных дорог — разводной ключ и молоток».

Знамя народного комиссариата путей сообщения — жемчужина крохотной выставки в музее Московской железной дороги. Остальные экспонаты уместились на одном стенде. Хранитель фондов Ирина Руднева показывает еще один раритет — альбом типовых чертежей 1908 года. Внутри — схема мостов, хозяйственных объектов, жилых домов и даже туалетов. Сейчас бы эти постройки назвали дизайнерскими. Ничего удивительного, ведь для всех станций Московской окружной сделали эксклюзивную мебель из мореного дуба.

Работник Московской окружной железной дороги: «На всех станциях висели часы, которые закупались в знаменитой фирме Буре».

По родному депо Юрий Мишенёв прогуливается с ностальгией. В 1960 году он пришел на Московскую окружную помощником машиниста, проработал здесь 17 лет, поднялся до руководящих партийных чинов, но уйти с «железки» совсем так и не смог. Теперь заведует местным музеем.

Юрий Мишенёв, помощник машиниста на Московской окружной железной дороге (1960–1962 гг. ): «Очень люблю Московскую окружную, я буквально сроднился с ней, если можно так выразиться, сросся со своим коллективом».

На станции «Лихоборы» наблюдается предъюбилейная суматоха. Пути засыпают розовым щебнем, который стоит дороже, чем обычный серый, но на празднике решили не экономить. Доказательством может служить бронзовая 120-тонная стела от столичного архитектора Салавата Щербакова. Говорят, автор опередил время и включил в композицию пассажирский поезд. Сейчас по Московской окружной перевозят только грузы, но через 3 года ситуация должна измениться.

Юрий Чепуркин, главный инженер Гипротранстэи ОАО «РЖД»: «Железнодорожный транспорт способен взять на себя значительную часть пассажиропотока Москвы. Планируется организовать городское железнодорожное сообщение по типу метро. Это позволит несколько разгрузить переполненную подземку».

Для Юрия Мишенёва новость о введении пассажирских перевозок стала приятным сюрпризом. Как всем железнодорожникам, ему обидно за родную дорогу. Сейчас о ней мало кто знает, но с появлением первых пассажиров об Окружной должны заговорить снова. И, скорее всего, не так, как о МКАДе и пробках.

Читайте также