Корабль с сокровищами ждет своего часа

31.07.2008, 14:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сбывается мечта искателей сокровищ. В Петербурге разработали возможный вариант подъема со дна Балтийского моря затонувшего в XVIII веке судна «Фрау Мария».

Сбывается мечта искателей сокровищ. В Петербурге разработали возможный вариант подъема со дна Балтийского моря затонувшего в XVIII веке судна «Фрау Мария». На ней находятся сокровища Екатерины II. Но можно ли их достать? Фактически корабль обнаружила финская экспедиция.

Подробности сообщает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Данный макет — точная копия в масштабе 1:50 легендарной двухмачтового корабля «Фрау Мария». Это детально выверенная модель начало большого проекта по подъему морского судна XVIII века.

Вадим Кузаков, художник-реставратор Центрального военно-морского музея: «В мире кораблей такой сохранности нигде нет и если его сохранить, то это будет уникально».

Голландское торговое судно «Фрау Мария» с точки зрения археологов затонула очень удачно, легла ровно на киль. Внешне повреждений практически нет. Дерево в холодных и с небольшим содержанием соли водах Финского залива прекрасно сохранилось.

Появилась возможность законсервировать этот ценный исторический объект. Компания, которая специализируется на строительстве гидротехнических сооружений, разработала возможный вариант подъема «Фрау Марии» с помощью понтонов. Они имеют специальную конструкцию траверсов и мягкие стропы.

Андрей Шпигель, генеральный директор компании: «Сшитые мягкие полотенца должны быть пропущены под корпус судна. Понятно, что если через деревянную конструкцию XVIII века пропустить стальные тросы, они просто порежут корпус судна».

Поднять шхуну весом 150 тонн с глубины 41 метр сложно, но шансы есть. Тяжело придется водолазам, которые вынуждены будут собирать эту конструкцию, работая лишь по 20 минут.

Нынешний проект по подъему судна «Фрау Мария» — детище предпринимателя Артёма Тарасова. Разговоры о реализации амбициозной идеи начались сразу, как только девять лет назад финская экспедиция обнаружила корабль с ценным грузом.

Артём Тарасов, предприниматель: «По оценкам международных экспертов, приблизительная стоимость груза, который лежит на дне залива, оценивается в 1,5 миллиарда евро. Это один из самых дорогих затонувших кораблей, который когда-либо обнаруживали в мире».

Судно везло сокровища, приобретенные Екатериной II для Эрмитажа. Сегодня идут разговоры о картинах великих голландцев и возможно самого Рембрандта, якобы запаянных в свинцовые сосуды и залитых воском, о галерее знаменитого коллекционера Брама Кампа.

Но насколько ценна эта коллекция? Олег Неверов изучил переписку Екатерины, которая касалась шхуны «Фрау Мария». Еще в ноябре 1771 года, когда она затонула, с подачи Екатерины возникла интрига.

Олег Неверов, ведущий научный сотрудник античного отдела, хранитель Государственного Эрмитажа: «Екатерина отнеслась к этой потере довольно хладнокровно. Она делала хорошее лицо при плохой игре. Ее задача была удивить Европу. А в этом случае Европа тайно рукоплескала. Вот, мол, вам, варвары!»

Попытки поднять судно были еще в XVIII веке.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Тогда шведское правительство признавало русские права на этот корабль. Соответственно сейчас это финские бывшие шведские воды. Тут есть вполне хорошие юридические перспективы, которыми надо озаботиться».

Правда, на сокровища еще претендуют и финские исследователи, которые обнаружили знаменитый корабль. В любом случае подъем «Фрау Марии» станет возможным после межгосударственного договора между Финляндией и Россией.

Читайте также