Преступник или герой?

30.07.2008, 19:45

Видео программы «Сегодня»

Сутки остаются до того момента, как перед судьями Международного гаагского трибунала впервые предстанет Радован Караджич. Под покровом ночи его перевезли из Белграда в Нидерланды. Пока западные каналы в прямом эфире транслировали перемещение кортежа, в Белграде вспыхнули массовые беспорядки.

Ровно сутки остаются до того момента, как перед судьями Международного гаагского трибунала впервые предстанет Радован Караджич. Сегодня, под покровом ночи, бывшего лидера боснийских сербов перевезли из Белграда в Нидерланды.

Пока западные каналы в прямом эфире транслировали перемещение кортежа с Караджичем, в Белграде вспыхнули массовые беспорядки. Сербские радикалы вымещали обиду на полицейских и витринах магазинов.

Свидетелями ночной экстрадиции стали корреспонденты НТВ Андрей Черкасов и Сергей Холошевский.

Накануне сербские власти заявляли, что экстрадицию Радована Караджича засекретят настолько, что о ней вообще никто не узнает. Но сегодня утром тайное стало явным. Все ждали, когда и, главное, каким образом бывшего лидера боснийских сербов доставят в городскую тюрьму Гааги.

Самолет сербской национальной авиакомпании «Ят» (Jat) рано утром приземлился в аэропорту Роттердама, потом медленно заехал в огромный ангар. Ворота закрылись.

Никому из журналистов не удалось увидеть Радована Караджича. Раньше обещали, что он предстанет перед прессой в прежнем виде, уже не в образе седого старца.

Из Роттердама в Гаагу вылетели два полицейских вертолета. В каком из них находился Радован, не знал никто. И это сыграло злую шутку с журналистами, которые ждали этого события всю неделю. Пока все камеры были нацелены на первый вертолет, второй стремительно зашел на посадку во внутреннем дворе тюрьмы.

Единственное, что стало известно сегодня: обвиняемому разрешили взять с собой два костюма, светлый и темный, для того, чтобы предстать в них в суде. Остальные вещи доставят позже. Говорят, Караджич планировал привезти с собой много книг.

Сейчас большинство сотрудников Гаагского трибунала ушли в отпуск, но процедура приемки обвиняемых отработана до автоматизма. Караджич — 162-й по счету.

Сегодня он прошел медицинский осмотр, оформление всех необходимых документов и представители трибунала разъяснили ему действующие в тюрьме правила и его права. Несколько дней назад были назначены судьи, которые будут рассматривать дело бывшего лидера боснийских сербов.

Вместе с Караджичем сейчас в тюрьме содержатся еще 37 обвиняемых Гаагским трибуналом.

Накануне сотрудники трибунала заявляли, что работают над новым вариантом обвинительного заключения по делу Радована Караджича.

Серж Браммерц, генеральный прокурор Международного трибунала для бывшей Югославии: «Мы приводим старые юридические нормы в соответствие с новыми законами. С начала 90-х годов, когда Караджичу было предъявлено первое обвинение, многое изменилось».

Караджича будут обвинять по 11 эпизодам, в основном связанных с событиями в боснийской Сребренице. Он пока только обвиняемый. Весь вопрос в том, виновен ли он? Международному трибуналу это еще предстоит доказать.

Здесь все помнят, что командира мусульманского корпуса в Сребренице Насера Орлича, который воевал в начале 90-х против Караджича, после долгого судебного процесса Гаагский трибунал признал невиновным.

В любом случае суд над бывшим лидером боснийских сербов не будет быстрым. Оптимисты называют дату завершения процесса — 2010 год. За это время может многое измениться.

Сегодня в Гааге заявили, что первый раз Радован Караджич предстанет перед судом завтра. Ему передадут обвинительное заключение. Затем в течение месяца он имеет право с ним ознакомится. Защищать Радован Караджич собирается себя сам.

В Белграде, очевидно, будут внимательно следить за этим громким процессом. Впрочем, уже сегодня реакция на экстрадицию Караджича в сербской столице была достаточно бурной.

С подробностями о событиях в Сербии — обозреватель НТВ Андрей Черкасов.

Последние полторы недели Сербия внимательно следила за новостями об аресте и процессе экстрадиции Радована Караджича. Белград превратился в площадку постоянных политических споров и митингов радикальных движений. А когда митингуют радикалы, ничем хорошим это обычно не заканчивается.

Сербия проснулась под новость о том, что ее правительство все-таки сделало это. Вывоз бывшего президента Республики Сербской из следственного изолятора окружного суда Белграда многие местные иностранные телеканалы транслировали в прямом эфире.

За минувшие дни новость о судьбе Караджича превратилась в национальную. Глаза седого старца, лекаря Дабича, за которого он себя выдавал, смотрели со всех полос газет и обложек журналов. Весть о том, что все закончено, Белград воспринял с апатией. Отчасти потому, что устал, отчасти и потому, что по-другому быть не могло.

«В этой ситуации от нас ничего не зависит. У нас все смирились, считая, что другого решения просто не было», — комментирует ситуацию местный житель.

«Я очень расстроена, это ужас. Как и все люди Сербии, я недовольна произошедшим», — сокрушается женщина.

«Теперь это дело суда. Пусть предоставит реальные доказательства его вины», — требует молодой человек.

Рабочие на площади Республики жарятся под солнцем, демонтируя сцену вчерашнего митинга сербских радикалов. Чистые улицы городского центра так не похожи на самих себя. Всего несколько часов назад они напоминали огромную свалку.

Всесербский собор в поддержку Радована Караджича обернулся, разумеется, беспорядками. Ведь их зачинщики свято верят, что борются с антинародной диктатурой президента Тадича.

Футбольные хулиганы столичного клуба «Партизан» (Partisan) забросали бутылками белградский дворец молодежи. Силы правопорядка не церемонились. В ход пошли дубинки, резиновые пули и слезоточивый газ.

Через полтора-два часа все было кончено. Столкновения не вышли за пределы центрального Белграда. Печальный итог ночных волнений — 46 ранено, из них 25 полицейских. Опыт прошлых столкновений в Белграде дал результат. До утра под охраной оставались все стратегические объекты столицы, включая посольства западных государств.

Сербские власти времени не теряли. Не дожидаясь письма с апелляцией защиты, которое, оказывается, так и не было отправлено адвокатом, министр юстиции санкционировал экстрадицию. Все сделали быстро и тихо, пока Белград еще спал.

Читайте также