Эксперты не спешат с оценками работ, найденных в одном из храмов Феодосии.
Эксперты не спешат с оценками фресок, найденных в одном из храмов Феодосии. По мнению ряда ученых, они могут принадлежать как кисти учеников великого Феофана Грека, так и самому мастеру. Правда, долгое время считалось, что крымские сюжеты иконописца навсегда утеряны.
Подробности у корреспондента НТВ Егора Колыванова.
В небольшом храме, мало похожем на традиционные христианские соборы, реставраторы и искусствоведы испытывают шок и трепет. Шутка ли: храм великомученика Дмитрия Салунского претендует встать в один ряд с Кремлем. Возможно, его стены, равно как и стены Архангельского, Успенского и Благовещенского соборов, были расписаны Феофаном Греком.
Феодосийские фрески чудом сохранились. Они пережили Крымское ханство, присоединение полуострова к России, две войны, но больше всего пострадали при советской власти. Тогда в храме был склад
Олег Павлов, экскурсовод: «Алтарная часть была полностью записана фразами, которые употребляют наши люди чаще, чем молитву».
Ученые уверены: Феофан Грек действительно работал в Кафе, нынешней Феодосии, и лишь потом уехал в Москву. Принято считать, что крымский период творчества иконописца не сохранился.
И вот впервые искусствоведы выдвигают теорию, что это не совсем так и что эти фрески могут принадлежать кисти самого Феофана Грека или мастеров, работавших под его руководством.
Олег Павлов, экскурсовод: «Это будущая сенсация. Конечно, она есть, эта сенсация, но она пока еще неосознанная. Это настоящая фреска: ей 700 лет, представляете? Даже сами споры о том, Феофан это или нет, интересны. Почему? Потому что это говорит о том, что фреска византийская».
Определить принадлежность фресок довольно сложно. Фирменный стиль Феофана Грека тщательно прорисованные руки и лики святых. Но один из способов десакрализации православных церквей в советские годы состоял именно в том, что лики святых стирали со стен в первую очередь.
Не избежал этой участи и храм в Феодосии. Тем не менее, здесь можно рассмотреть фигуры Спасителя и Апостолов, Богородицы, Иоанна Предтечи. На западной стене, по византийской традиции, изображен Страшный суд, ад, чистилище, под одной из фигур надпись «Иуда».
Вячеслав Зарубин, заместитель председателя Крымского республиканского комитета по охране и использованию памятников архитектуры и культуры: «Это интересно и для Православной церкви, и для Вселенского Патриархата. Да и вообще для любого христианина. К сожалению, значительная часть этих фресок на сегодняшний день находится в крайне неудовлетворительном состоянии».
Для реставрации храма, по оценкам специалистов, необходимо 12 миллионов долларов. Экспертиза фресок тоже стоит недешево. Где взять такие деньги? Для крымских искусствоведов эта загадка не менее сложная, чем выяснить авторство обнаруженных росписей.
Читайте также
- Предполагаемую гробницу Николая Чудотворца нашли в Турции
- Московские археологи нашли более 300 тысяч артефактов в этом году
- Жизнь и быт москвичей разных эпох: в столице открылась уникальная выставка
- Собянин: музеи получат 600 найденных на Тверской улице артефактов
- В Москве археологи нашли
400-летние изразцы с кошками в коронах - Археологи обнаружили в Мексике «портал» в мир мертвых