В моду входит необычный отдых

28.07.2008, 20:45

Видео программы «Сегодня»

В самый разгар сезона отпусков программа «Сегодня» сняла цикл репортажей о нестандартном отдыхе. Это то, что не вписывается в рамки банальных турпоездок и курортного all inclusive.

В самый разгар сезона отпусков программа «Сегодня» сняла цикл репортажей о нестандартном отдыхе. Это то, что не вписывается в рамки банальных турпоездок и курортного all inclusive — с обязательным морем-пляжем и шведским столом по расписанию.

Наши корреспонденты выбрали самые далекие от «штампа» маршруты и опробовали их на себе. Сегодня — репортаж из монастыря. Туда едут, чтобы отдохнуть душой и обрести благодать. Ради этого туристы готовы терпеть любые неудобства и бесплатно работать. В чем убедился и корреспондент НТВ Александр Калинин.

Внешне — живописная курортная зона. Архитектура XVII века и чистый воздух настраивают на туристический лад, но плакат на входе настораживает. Разве типичного туриста устроят такие правила? Курить нельзя, пить тоже, шорты и мини-юбки — и те под запретом. Разве это отдых? Оказывается, да.

Раскладушки в коридоре — как показатель: отдых в монастыре набирает популярность. Татьяне Бродовской повезло. Ее с детьми поселили в отдельный номер. На пятерых получилось четыре кровати.

Татьяна Бродовская, турист из Великого Новгорода: «Вот нам дали комнату. В комнате мы все вместе. Нас устраивает. Из окна видно Святое озеро».

Иверский монастырь — это, конечно, не Шарм-эш-Шейх, но и отдых тут по другим правилам.

Татьяна Бродовская, турист из Великого Новгорода: «У меня тоже за спиной атеистическое прошлое. Ездили в свое время и на юг, и активный отдых на природе был, но это все абсолютно не то. Просто это ничего не дает. Ну, может, какое-то оздоровление для себя приобретешь, но ничего не приобретаешь для души».

Закон пляжного сезона тут не действует, надо всем довлеет православный календарь. На Рождество, Благовещенье и Пасху 22 номеров иногда не хватает. Шесть утра — лучшее время для загара и… молитвы. Утренняя служба — здесь ее называют братским молебном — обязательная часть монастырского отдыха.

Татьяна Бродовская, турист из Великого Новгорода: «Даже дети так решили, что поспать мы сможем и дома. И утром встаем на братский молебен. Вставать приходится в полшестого. Но не ропщем».

На святой среднерусской возвышенности даже язык другой. Это в Сочи — вечеринки, а здесь — вечери. Турист — уже паломник, а гостиничный номер — келия. Столовую именуют трапезной. Стол получается почти шведский, в том смысле, что общий. Батюшкам и гостям монастыря положено есть вместе. На завтрак сегодня — блины со сметаной и макароны с сыром.

Повар Елена 18 лет работала в светском ресторане и кормила обычных туристов. Год назад ушла в монастырь, но профессии не изменила. Ее кулинарный поединок — меню без мяса. У монахов этот продукт под запретом.

Елена Громова, повар Иверского монастыря: «Обычно у нас идет рыба, рыбные консервы. Если не постные дни, то творог, молоко, сметана, сыр, масло».

Ближе к полудню в монастыре начинается уборка. На аккуратных дорожках и так не соринки, но тут главное не результат, а процесс. Мусор ведь убирают не дворники, а сами паломники.

Пожалуй, главное отличие отдыха в монастыре от других его видов скрывается за стеной. Там, на огромном монастырском поле, обычные туристы превращаются в трудников, то есть проходят обязательное послушание. Термин all inclusive («все включено») тут приобретает совсем другой, возвышенный смысл. Это когда отдых включает в себя еще и работу.

За последние два года паломников стало в четыре раза больше. Монастырские гостиницы всех уже не вмещают. Недавно местные власти подарили батюшкам 10 новых островов. Скоро на них построят целый туристический комплекс. Ничего удивительного: от желающих освободить душу здесь уже тесно.