Караджич по телефону

27.07.2008, 22:01

Видео программы «Сегодня»

В западной прессе появилась еще одна любопытная версия событий, приведших к аресту Радована Караджича.

В западной прессе появилась еще одна любопытная версия событий, приведших к аресту Радована Караджича. Суть ее в том, что, мол, сам виноват. По данным газетчиков, которые ссылаются на утечку из сербских спецслужб, Караджич собственными руками навел на себя слежку. Он якобы позвонил с мобильного родственнику, телефон которого прослушивался.

Отследить звонок для сербских чекистов было делом техники. Гораздо труднее властям будет справиться с последствиями ареста Караджича. Уже ясно, что он в очередной раз расколол сербское общество: одни за выдачу Радована, а другие — против. В статистику и политические пристрастия сербов погрузился корреспондент НТВ Андрей Черкасов.

В копоти дымящих труб завода, который был в прошлом гордостью югославской металлургии, сразу и не заметишь грязные и почти развалившиеся от времени бараки некогда образцового социалистического трудового лагеря.

В 80-е здесь жили молодые строители, но с середины 90-х въехал другой контингент — сербские беженцы со всех уголков бывшей союзной республики. Сегодня таких лагерей десятки и у каждого их постояльца своя трагедия.

Беженец: «У тех, кто на севере Косова жил, еще был шанс остаться в сербской Митровице или Грачанице, а у нас на юге никаких шансов не было. Дом сгорел, земли больше нет».

Свой дом и земля были и у семьи Карнетов. Мара и Боривой с детьми жили на самой границе Боснии и Хорватии. Но в 95-м потеряли все, едва успели унести ноги. С тех пор все вместе ютятся в одной комнате, увешанной портретами сербских святых и радикальных политиков вроде Воислава Шешеля.

Мара Карнета: «В этой Гааге почему-то преступники только сербы, которые воевали и погибали за нашу землю. А эти мусульмане, хорваты… Что толку оправлять их в Гаагу, их все равно оправдают и отпустят домой, а вот сербов и Караджича они называют военными преступниками».

«Он так и не уехал», — искренне удивились многие, когда узнали об аресте бывшего президента боснийских сербов. Его объявили в международный розыск, а Караджич спокойно жил в Белграде, выдавая себя за Драгана Дабича — доктора альтернативной медицины.

Настоящего Дабича журналисты обнаружили в 70 километрах от Белграда. Теперь у 66-летнего крестьянина прямой эфир каждый день. Он уже всерьез подумывает брать с журналистов деньги за интервью.

Драган Дабич: «Я никогда не встречался с Караджичем. Видел только по телевизору. Он жил в Боснии, а я — в Хорватии. До войны в Боснии я не слышал о Караджиче и не знал, кто он такой».
Последние соцопросы показали, что 54% — против, 43% — за то, чтобы выдать Караджича. Четверть сербов считает его героем, 17% называет преступником, большинство затруднилось с ответом.

Президент Тадич выполняет требования чиновников из Европы, арест лидера боснийских сербов, если верить словам из Брюсселя, приблизил Белград к членству в ЕС. Но если этот процесс и начнется, то только после ареста генерала Ратко Младича — бывшего командующего войсками боснийской республики.

Они регулярно меняют расположения своего офиса. Ассоциация сербских адвокатов по защите прав человека у сербских же радикалов не в фаворе. И вот почему.

Биляна Ковачевич-Вуко, председатель ассоциации адвокатов Сербии по защите прав человека: «Поймав Караджича, я надеюсь, что власти Сербии делают это не только для того, чтобы вступить в ЕС. Может быть, они поняли, что пора взглянуть на свое прошлое и сделать это объективно».

Радикалы в эти дни, действительно, шумят. Митинги и шествия по сербской столице их привычное времяпровождение во второй половине дня. «Кто сдаст Радована, не увидит белый свет», — скандируют люди. Футболки с портретом своего героя они печатают в подполье. У памятника на площади Республики собираются те, кто иначе смотрит на прошлое югославской войны.

Младен Обрадович, председатель националистической организации «Образ»: «Если мы объективно посмотрим на прошлое, то Радован Караджич — это сербский герой, который вел оборону сербского народа. Это правда, другой правды нет».

В этом обществе еще слишком много взаимных обид, отголоски войны 90-х, недавняя потеря Косова. Все это мешает сегодня Сербии жить в мире с собой. Выдача Караджича трибуналу, судя по всему, породит еще больше споров и непонимания.

Читайте также