Искусство начинается с бумаги

24.07.2008, 15:27

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В зале Союза художников открывается выставка, посвященная бумажным скульптурам, картинам и инсталляциям.

Когда взрослый серьезный человек перестает воспринимать бумагу только как основу для важных документов, начинается искусство. Особенно любопытное, когда этот взрослый человек вспоминает, что бумагу еще можно жевать, а потом лепить из нее шарики, а то и более сложные фигуры.

Поэтому выставка в выставочном зале Союза художников на Большой Морской улице получилась по-школьному веселой. Накануне открытия экспозицию увидел корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

С порога предупреждают: денег нет. Когда пять лет назад называли фестиваль «Магия бумаги», о финансовом аспекте бумаги как-то не думали. Потому что это искусство некоммерческое и родом из детства.

Анатолий Богачёв, художник: «Из тетрадок я очень любил делать самолетики, бомбочки, хлопушки. А кто сейчас умеет делать самолетики. Дети разучились работать руками».

Бумага — очень концептуальный и разный материал. Ведь деньги как символ зла — это бумага и белый лист как символ чистоты — это тоже бумага. Неожиданная композиция Александра Кожина явно из серии таких размышлений. Она называется «Коряжемский дневник — движение к белому». При очень большом желании зритель может даже увидеть в работе ассоциации с Данте и семь кругов чистилища. Бумага отчаянно терпит.

Александр Сайков, директор выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников: «Одна из работ представляет собой расчленение куска бумаги и создание из этих кусков какого-то единого объекта. Если добавляется вода, то бумага становится мягкой, как хлопок, вата, ткань. Из этого лепится любая форма».

Другая сложная работа — «Черное и белое» Елены Губановой. Обожженное полено торчит из целлюлозы. Можно снова рассуждать о философии, а можно о защите природы. Бумага появляется, а деревья гибнут, плюс их еще и жгут. Есть композиции проще.

Юлия Мурадова на лавры Петрова-Водкина особенно не претендует. Именно поэтому «Катание красного коня» настолько отличается от «Купания красного коня». Здесь вообще можно говорить о голом реализме. Во-первых, потому что конь красный, а, во-вторых, потому что он действительно катается почти куда угодно.

Юлия Мурадова — это всегда очень наивно и очень тепло. Например, картина «Тихо вдвоем». Маленькое пространство, которое с удовольствием обуютили девушка и корова.

Как будто в противовес — рядом мрачноватая маска из целлюлозы Рашида Сагадеева. Художника, которого у нас знают, главным образом, по песчаным скульптурам. Хотя он скульптуры делает любые, даже огненные. Возможно, не отказался бы от пламенного шоу и в этот раз, но на Большой Морской почему-то не оказалось ни одного солдатика, который бы просил огня, забыв, что он бумажный.