Шокирующая правда войны

23.07.2008, 11:24

Видео программы «Сегодня»

В Ленинградской области корреспонденты НТВ отправились к месту одной из самых страшных трагедий Второй мировой.

В Ленинградской области корреспонденты НТВ отправились к месту одной из самых страшных трагедий Второй мировой. Село Большое Заречье называют Лениградской Хатынью. Во время войны там погибли десятки мирных жителей.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Вот это заросшее перед покосом травой поле — бывшая деревня Большое Заречье. Она исчезла с лица земли за один день — в октябре 1943 года. Тогда на берегу реки Оредеж, и за дорогой на месте более чем 200 домов дымилось гигантское пепелище. Покосившиеся русские печи — напоминание об одной из самых страшных трагедий времен Великой Отечественной войны.

Первые 10 домов — это почти целая улица — сожгли в 41-м году в Яблочный Спас. Под перекрестным огнем жители деревни убегали в лес. Но потом кто-то вернулся сам, кого-то вернули насильно. Два года Большое Заречье было под оккупацией немецких войск. И это всего-то в 2 километрах от лагеря советских партизан. В 43-м немцы решили отправлять селян в тыл.

Вера Денисова: «Вместо этого с 29 на 30 вся деревня ушла в лес. А тех, кто остались, они выловили и сожгли. Мою родную бабушку сожгли. Мать, дядю родного сожгли с семьей».

Вере Николаевне Денисовой, в девичестве Лукиной, было 16 лет, когда она с мамой, четырьмя братьями и сестрами ушла в лес. С собой взяли немного муки, картошки. В промерзающей землянке продержались две недели. Потом кончилась еда, и люди стали пробираться в деревню за остатками своих запасов. Немцы нашли лесные убежища по следам.

Фёдор Макаров: «Все разбежались. А я лежу один — голову боюсь поднять. Идут. Прикладом меня ткнули, собака понюхала, чего-то по-немецки сказали и побежали дальше».

Фёдора Ивановича Макарова и его жену увезли из леса и закрыли в доме в соседней деревне. Все думали — сожгут, но каратели отправили пленников в Ригу, где они работали на мельнице.

Вера Николаевна прошла не только латвийское рабство, но и концлагерь, печально известный Даугавпилс. Оттуда она сбежала со старшим братом. Судьба других обитателей Большого Заречья была еще более жуткой. Найденных в землянках расстреливали и закидывали гранатами. Пойманных в лесу — загоняли в дома и сжигали. Целыми семьями.

Вера Денисова: «Хозяина, жену, сестру и мать. Детей — 3 года и 3 месяца — тоже сожгли».

Сохранившиеся пять старых русских печей и фрагменты каменных фундаментов стали мемориалом. В 1971 году на месте пожарища поставили бронзового партизана и стелу с описанием тех событий и именами погибших жителей деревни.

Печи теперь аккуратно ремонтируют и белят. А вокруг выкашивают небольшие площадки, чтобы можно было подойти и прочитать, что до октября 43-го года жил в некогда стоявших здесь дома.

Читайте также