Шедевры русской живописи могут вернуться домой?

17.07.2008, 18:39

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Россия претендует на оставшиеся в шведском городе Мальме произведения отечественных художников. Их работы остались в Скандинавии из-за войны и революции.

Россия претендует на оставшиеся в шведском городе Мальме картины русских живописцев. Речь идет о знаменитой Балтийской выставке 1914 года.

Тогда в ней приняли участие 4 страны — Германия, Дания, Швеция и Россия. Из русских художников почти все имена так или иначе связанны с Петербургом. Это Борис Кустодиев, Михаил Врубель, Илья Левитан, Кузьма Петров-Водкин.

Позже советское правительство вернуло большую часть произведений. Не так давно зашла речь о том, что хорошо бы вернуть и те холсты, которые остались за рубежом.

То, что в 1914 году было всего лишь образцами современного искусства, сейчас называют шедеврами. Из Швеции передает корреспондент НТВ Илья Федосов.

Как еще может выглядеть здание, в котором шведы скрывают шедевры русской живописи, если не так. Высокие мрачные кирпичные стены с узкими бойницами, башни и земляной вал, заполненный водой. В стенах крепости располагается музей изобразительных искусств города Мальме. Он по праву гордится своим собранием произведений скандинавских художников. Это своего рода шведский аналог Русского музея.

На вопрос, как чувствуют себя произведения русских художников первой половины XX века рядом с модными инсталляциями индонезийских авангардистов, куратор музея Марика Рейтерсверт отвечает: работы Петрова-Водкина и Кустодиева и сейчас так же современны, как и 100 лет назад.

Марика Рейтерсверт, куратор музея: «Это очень динамичная, очень сильная работа. Многим современным художникам далеко до такой выразительности».

Единственная картина Кузьмы Петрова-Водкина, которая осталась в Мальме с 1914 года, это знаменитый «Рабочий». Когда российское посольство занималось возвращением коллекции, музей попросил продать ему две работы мастера, «Рабочего» и «Купание красного коня».

По словам шведов, «Коня» почему-то русские продать отказались. А «Рабочий» был куплен по доверенности у жены художника. Но доверенность затерялась в архивах и это теперь дает повод российским адвокатам усомниться в законности сделки.

Дочь Петрова-Водкина говорит, что не против, чтобы картина оставалась в Швеции, но хотела бы удостовериться, что полотно было куплено законно.

Елена Петрова-Водкина, дочь К. С. Петрова-Водкина: «Если есть доверенность, то и, слава Богу, что она в музее. Но надо все-таки ясность иметь».

С двумя картинами Кустодиева ситуация более ясная. Есть документальные свидетельства, что за обе работы художнику было выплачено две тысячи крон. Крупная сумма по тем временам. По словам внучки Кустодиева, идея вернуть эти картины возникла не у нее.

Татьяна Кустодиева, внучка Б. М. Кустодиева: «Мне позвонили из Москвы. Сообщили, что в Мальме остались русские картины. Ведь в 1914 году началась война, а затем произошла революция. И меня спросили, как я отношусь к тому, чтобы наше государство вернуло это произведение».

Шведская сторона к сложившейся ситуации пытается отнестись с пониманием. Произведения русских живописцев стремительно растут в цене. И сейчас сотрудники музея в срочном порядке запасаются необходимыми документами, предполагая, что претензии могут быть предъявлены и по поводу других работ, оставшихся после знаменитой Балтийской выставки.

Читайте также