Спасение Бетанкур подставило Красный Крест?

17.07.2008, 21:57

Видео программы «Сегодня»

История с героическим освобождением Ингрид Бетанкур — заложницы, которую несколько лет удерживали колумбийские боевики, обрастает новыми, скандальными подробностями.

История с героическим освобождением Ингрид Бетанкур — заложницы, которую несколько лет удерживали колумбийские боевики, обрастает новыми, скандальными подробностями.

Выяснилось, что во время операции сотрудники спецслужб использовали символику Красного Креста. Женевская Конвенция запрещает использовать эту эмблему в военных или специальных операциях, та как это подрывает доверие к нейтралитету организации.

Президент Колумбии уже принес свои извинения, но, как выяснил корреспондент НТВ Николай Захаров, вопрос о том, что все ли средства хороши для освобождения заложников, все равно остается.

Когда спецназ уже готовились к худшему, один из бойцов поставил на себе крест. Красный. Возможно, что именно повязка с символикой врача помогла освободить из плена повстанцев Ингрид Бетанкур и еще 14 человек.

Детали операции обсуждают больше, чем результат. Повстанцев убедили передать заложников сотрудникам некой международной организации. Когда стало известно, что спецслужбы прикрывались названием Красный Крест, разгорелся скандал. Президент Колумбии лично извинился перед врачами.

Альваро Урибе, президент Колумбии: «Офицер, который совершил ошибку, рассказал, что когда вертолет приземлялся и он увидел, что внизу так много боевиков, он испугался за свою жизнь. Тогда он достал из кармана кусок материи с символом Красного Креста и прицепил на свой бронежилет. Мы все очень сожалеем, что так вышло. И в первую очередь сожалеет сам офицер».

Знак Красного Креста появился почти 140 лет назад. Во время войн его ставили, чтобы предупредить, что стрелять нельзя, потому что здесь раненые или те, кто им помогает. Почти 200 стран подписали Женевскую конвенцию. Они согласились, что красный крест — это своего рода символ неприкосновенности. Если его используют по назначению.

«Эмблема Красного Креста не может использоваться ни во время мира, ни во время войны. Кроме как для защиты или обозначения санитарных формирований, учреждений, персонала», — говорится в Конвенции.

Врачи говорят, что создан опасный прецедент. В бою документов не проверишь, негласное правило не стрелять в докторов иногда работало. Ведь от ран страдают одинаково и независимо от линии фронта. Но как теперь разобрать, кто на самом деле человек с крестом? Врач или ряженый?

Эрик Праздников, председатель Московского Красного Креста: «Это напрямую скажется на безопасности сотрудников Красного Креста, потому что воюющие стороны не будут знать, настоящие это сотрудники Красного Креста или это те люди, которые пользуются символом незаконно».

Ветеран подразделения «Альфа» Сергей Гончаров несколько раз сам спасал жизни заложников. Он уверен, что использовать символику Красного Креста, конечно, нельзя, но если очень нужно, то можно.

Сергей Гончаров, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»: «Если спецслужбы защищают и спасают заложников, то любое прикрытие, любая комбинация позволяет спецслужбам использовать это название для того, чтобы спасти жизнь людей».

Военный эксперт Павел Фельгенгауэр считает, что авторитет Красного Креста не пострадает. В Палестине же используют машины с символикой «скорой помощи» для подвоза смертников. А конфликт вокруг использования известного символа — надуман.

Павел Фельгенгауэр, военный аналитик: «Это было таким, как бы пиаром самого Урибы. Просто стало забываться, что он там замечательно спас Бетанкур, а так опять в новости попал».

Представители Международного Красного Креста уже заявили, что подавать в суд за незаконное использование своей символики они не будут.

Читайте также