Жизнь и смерть царской семьи

16.07.2008, 20:14

Видеосюжет: Инна Осипова
Видео программы «Сегодня»

Извлечь нравственные уроки из трагедии 90-летней давности призвали участники Всемирного русского народного собора, открывшегося в Екатеринбурге.

Извлечь нравственные уроки из трагедии 90-летней давности призвали участники Всемирного русского народного собора. На форум, который открылся в Екатеринбурге, съехались священники, политики, ученые, деятели культуры.

Собкор НТВ Инна Осипова услышала не только новые оценки, но и новые факты о событиях июля 1918 года.

Священники, казаки, потомки дворян, представители династии Романовых и просто верующие… В Екатеринбург съехались десятки тысяч самых разных людей. Объединило их всех одно событие 90-летней давности.

Сегодня на Урале вспоминают не просто расправу над императорской семьей. Та ночь с 16 на 17 июля 1918 года стала символом общенациональной трагедии — раскола общества, переломным моментом в истории государства.

Для потомка повара Харитонова, расстрелянного вместе с Романовыми, даже судьба прадеда представляет меньший интерес, чем судьба императора.

Пётр Мультатулли, историк, правнук повара императора Николая II: «Стал изучать все о Николае II. И с каждым днем, с каждым годом изучения для меня все больше и больше открывалась эта, на мой взгляд, величайшая фигура русской истории».

Между тем, некоторые историки куда сдержаннее оценивают Николая II как государственного деятеля. И говорят об отречении от престола в трудный для России момент.

Дмитрий Бугров, ректор Уральского государственного университета: «Был ли Николай Александрович Романов, Николай II, действительно императором-самодержцем всероссийским, политическим деятелем, который по масштабу своей фигуры, своего видения ситуации соответствовал очень непростой эпохе начала XX века? Конечно же, не был».

Еще один миф, по мнению ученых, — теория заговора по спасению Николая II. В некоторых советских книгах тех лет подробно описывалось, как готовился побег царя.

Ольга Бухаркина, заведующая государственным архивом Свердловской области: «Приехал некий заговорщик Сидоров, который сблизился с доктором Деревенько. Дальше в документах говорится о пересылавшихся записках и планах дома. Записки запекали в хлебе, писали их на оберточной бумаге. Но подтверждение не найдено документально, и никакого заговора не было».

Но миф о теории заговора выгоден как противникам царя, так и сторонникам: первым — потому что убили даже без имитации суда, вторым — потому что как-то непатриотично было бы считать, что императора даже не пытались спасти, хотя это было вполне реально — царская семья целый год жила в Тобольске без усиленной охраны.

История с долгими поисками останков тоже полна противоречий. Выпуск «Уральского рабочего» вышел спустя десять лет после расстрела, в годовщину убийства. Коммунисты не скрывали места сожжения расстрелянных Романовых и их приближенных.

Историк Александр Авдонин, чьи раскопки в 1991 году у Коптяковской дороги стали мировой сенсацией, признается: он нашел их гораздо раньше, еще в 1978 году, но молчал 12 лет.

Александр Авдонин, историк: «Готовили документы, чтобы передать их следующим поколениям. Считали, что следующие поколения когда-нибудь опубликуют это».

В первые годы Страны Советов тоже было принято отмечать Царские дни, только иначе. Например, в одну из годовщин площадь на месте расстрела императорской семьи назвали площадью Народной мести, а в доме Ипатьева открыли Музей революции.

Сейчас там Храм-на-крови, а бывших «врагов народа» признали святыми. Таков новый виток истории: те, кто были героями, стали изгоями. И наоборот: те, кто в советское время скрывал свое родство с убиенными в Ипатьевском доме, — в списке почетных гостей.

Но преодолен ли раскол общества, который произошел 90 лет назад? Историки говорят: примирение возможно только тогда, когда каждая из сторон признает свои ошибки и попросит прощения. А пока церковь призывает хотя бы покаяться всем за грехи предков.