Война за мед

15.07.2008, 13:17

Видео программы «Сегодня»

Пасеки в Хабаровском крае превратились в особо охраняемые объекты.

Пасеки в Хабаровском крае превратились в особо охраняемые объекты. Частыми гостями на пчелофермах стали бурые и гималайские медведи из заповедников. Аномальная жара привела к неурожаю лесных ягод и заставила косолапых искать провизию «на стороне».

Репортаж Дмитрия Андреянова специально для НТВ.

У пчеловода Александра Кливанца неспокойные соседи — медведи гималайские и бурые. Набеги на пасеки происходят почти ежедневно. Угроза — из ближайшего заповедника.

Аномально сухое лето привело к неурожаю дикоросов в тайге, и медвежье паломничество к людям приобретает массовый характер. В урожайные годы в населенные пункты забредают только косолапые гурманы.

Сергей Спиридонов, директор Большехехциркского заповедника: «Этот период сейчас характеризуется тем, что засушливое время. Для медведей мало пищи в лесу — малины, корневищ и тому подобного. И они выходят, естественно, кормиться в населенные пункты».

Пасека теперь особо охраняемый объект — высокий забор, по периметру колючая проволока и растяжки как на границе. В округе почти все хозяева усадеб освоили подрывное дело.

Александр Кливанец, пчеловод: «Зверь идет, проволоку натягивает и — взрыв, он убегает. Ему вреда никакого, а мне — польза».

Люди и медведи, как правило, уживаются, если, естественно, друг друга не трогают. Но июль — особый месяц. У косолапых свадьбы, хищники буквально теряют голову. И встреча в брачный период с ними не сулит человеку ничего хорошего.

Поэтому людям приходится думать и о мерах собственной безопасности, благо медведи панически боятся резких звуков. У обороняющейся стороны наготове целый шумовой арсенал.

Фёдор Киселев, пчеловод: «Стартовый пистолет, он тоже пугает, но никого не убьет. А еще в можно зарядить сигнальный патрон в специальную трубочку и ударить о камень. Но когда шибко страшновато, ребята приезжают, помогают, хлопают».

Сотрудники заповедника сейчас как парламентеры: ведут среди пчеловодов разъяснительную работу. Да, медведи вредители, но животные редкие и охраняемые законом. Достаточно вырубить деревья вокруг пасеки, провести освещение и поставить забор. Этого может хватить для предотвращения вооруженных конфликтов.

Владимир Репьяхов, государственный инспектор Большехехцирского заповедника: «Когда медведь пришел на пасеку, например, и где-то успел попробовать этого меда, потом очень сложно его отвадить от этой пасеки.

Где-то, может, пасечник проморгал, и зверь начинает к нему ходить. А человек вынужден предпринимать какие-то меры, потому что медведь может разбить по шесть-восемь ульев бывает сразу. А это все дорогое удовольствие».

Еще егеря настойчиво рекомендуют местным жителям ликвидировать свалки. Как и пасеки, эти места весьма привлекательны для гостей из леса. Здесь и разворачиваются драмы. Под горячие медвежьи лапы попадают дети и незадачливые охотники.

Но со стороны косолапых потери куда больше. Люди под видом самообороны отстреливают бурых и гималайцев десятками.