Старинную ГЭС разбирают на металлолом

10.07.2008, 14:57

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В одной из деревень Ленобласти медленно разрушаются уникальные памятники промышленной архитектуры. На обустройство в поселке Неппово музея под открытым небом нет желания и денег.

Старинные механизмы и агрегаты различных заводов, которые могли бы занять достойное место в музее, чаще всего оказываются на свалке. Причина банальна — нет средств.

К примеру, два пресса начала ХХ века, которые уже можно назвать экспонатами, до сих пор работают на Ижорских заводах. В этом их спасение. Сохранять агрегаты можно пока они находятся в рабочем состоянии. В лучшем случае потом они будут просто пылиться в закоулках цехов.

В России только на Урале существует музей подобного рода. Там из Нижнетагильского металлургического завода сделали музей под открытым небом. Между тем дореволюционным фабрикам и старым ГЭС в Кингисеппском районе повезло намного меньше.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Среди густых зарослей травы главные достопримечательности Неппово не разглядеть даже с высокого моста через Систу. А когда-то именно река была промышленным центром не только этой деревеньки, но и целой округи.

Здесь сначала работали фабрики, потом одна гидроэлектростанция, а следом другая. Сегодня от былого производства по берегам остались развалины корпусов и гигантские механизмы.

У профессиональных энергетиков остатки раритетных конструкций вызывают нескрываемый трепет. И сразу представляется, как бурные потоки запускали все эти старинные агрегаты.

Виктор Елистратов, заведующий кафедрой возобновляющихся источников энергии и гидроэнергетики Политехнического университета: «Мне кажется, что один из ржавых механизмов — это тормоз, второй — редуктор, видно даже зубчатую передачу. Когда-то полученная энергия вращения поступала на генератор».

Виктор Елистратов пытается понять, не та ли эта ГЭС, которую строили после войны студенты Политеха. Но как будто поглотивший механизмы кустарник слишком изменил пейзаж местности да и излучина самой реки стала другой.

Дальнейший путь по берегу, пролегающий через плотную, как стена, поросль борщевика выводит на холм. Профессор начинает испытывать чувства, схожие с чувствами антиквара при очередной ценной находке.

С горящими глазами доктор технических наук осматривает руины. Надпись на стене камеры гидроэлектростанции все объясняет. Предыдущий вывод был ошибочным. Тропа привела к той самой ГЭС, построенной вручную студентами Ленинградского политехнического института.

Та, первая, была сооружена еще до войны. Вероятно, во время бомбежек ее разрушили и следующую спустили немного ниже по реке. До сегодняшнего дня заслуженный энергетик страны видел такие механизмы только в учебниках.

Виктор Елистратов, заведующий кафедрой возобновляющихся источников энергии и гидроэнергетики Политехнического университета: «Первоначально там, где мы стоим сейчас, все было в войне. И пазы ремонтного затвора были погружены в воду. Эта вода двигалась в таком большом объеме в сторону рабочего колеса».

Обрыв и оказавшиеся под землей старые деревянные сцепки указывают, как после войны здесь пролегало русло. Но земляная плотина со временем разрушилась, и суша в этом месте жадно поглотила реку.

Заросшие травой ржавые конструкции — то, что осталось от бумажной фабрики, существовавшей здесь еще до революции. Где-то здесь, на реке Систа, стояла плотина. Вода запускала это рабочее колесо. Движение шло по валу, затем передавалось дальше на другие механизмы. Они в свою очередь вращали каменные жернова. Приблизительно так здесь в свое время из щепы получали целлюлозу.

К непповским памятникам промышленной архитектуры местные жители относятся без особой бережливости. Чугунные фрагменты устройств видимо отбивают кувалдой. Детали механизмов сделанные из стали и отлитые еще на английском коксе, отпиливают болгаркой и газовыми горелками. Казалось бы, невероятно прочные массивные агрегаты не смогли устоять перед жаждой наживы. Ведь в цене теперь не только цветной, но и черный лом.

Олег Барбинов, житель деревни Неппово: «Сначала на фабрике вроде бы кто-то дежурил, а потом она стала никому не нужна. Ее разобрали по кирпичику, а турбины сдали в металлолом. Разбирали фабрику местные жители».

Результаты вековых человеческих стараний теперь медленно утопают в зелени и погружаются в землю. И, кажется, здесь не сдается только река, по-прежнему бурно перекатывающаяся через пороги и деликатно огибающая затопленные агрегаты и стены старых ГЭС.

Читайте также