Святой Даниил возвращается на родину

09.07.2008, 12:34

Видео программы «Сегодня»

В Гарвардском университете США простились со знаменитыми колоколами Свято-Данилова монастыря.

В Гарвардском университете США простились со знаменитыми колоколами Свято-Данилова монастыря. Последние из них сняли с башни студенческого общежития и теперь готовят отправить в Россию. А в старинной звоннице скоро появятся копии.

Об историческом обмене — корреспондент НТВ Юрий Кучинский.

Принято верить, что в этом звоне звучат голоса Бога или святых, в честь которых колокола отлиты. Если это и правда так, значит, сейчас с Гарвардом прощается благоверный князь Даниил Московский.

Самый старый из голосов Даниловского монастыря — Царский колокол — отлит еще в XVII веке. А с башни студенческого общежития спустили последний, Постовой. К нему подходит, пожалуй, самый преданный почитатель — Бен Раппопорт, глава Гарвардского общества любителей колоколов. Он даже ездил учиться в Россию, и на русском колокольном звонит почти без акцента.

Дайана Экк, профессор теософии Гарвардского университета: «Это был прекрасный, богатый, глубокий голос. Никто из нас раньше такого не слышал».

Голоса этих колоколов в Гарварде звучали 77 лет. Именно голоса, ведь московские прихожане, посещавшие Даниловский до революции, потом писали в мемуарах удивительное. Большойко колокол, как слышалось верующим, говорил не просто «бом» или «бум» — он отчетливо и протяжно произносил слово «звон». И скоро колокола снова заговорят на родине.

Архимандрит Алексий, настоятель Свято-Данилова монастыря: «Промыслом Божьим они сохранились здесь более надежно, чем в России».

Судьба колоколов решилась в 1925 году. Непосредственный повод для решения оказался очень прозаическим. Начальник местной милиции жаловался в Моссовет: «Доношу, что вверенное мне отделение находится рядом с бывшим Даниловым монастырем. Ежедневно, начиная с девяти часов, происходит оглушительный звон. Последний мешает совершенно говорить по телефону». Моссовет против продажи колокол возражать не стал.

Монахи еще несколько лет продолжали потихоньку звонить, пока в 1930 году монастырь окончательно не закрыли. Но в этот критический момент на колокола нашелся покупатель — американец Чарльз Крэйн, владелец заводов, газет, пароходов.

По счастью, он оказался еще и большим ценителем русской культуры. Впрочем, советские власти оценили колокола на вес. Проданное в свое время как металлолом теперь уже как национальное достояние возвращает на родину другой предприниматель.

Виктор Вексельберг, председатель попечительского совета фонда «Связь времен»: «Мы, все присутствующие, еще, наверное, не до конца оцениваем историческое значение сегодняшнего события».

На этот раз колокола не покупали — в Гарварде произошел обмен. Теперь стоят они, как шахматные фигуры: белые, новые, и черные — подлинные, исторические. Для Гарварда отлили точные копии, которыми американцы остались вполне довольны. Ведь русское слово «звон» в звуке старого колокола они если и слышали, то вряд ли поняли.

Крис Фарнбьорн, студент Гарвардского университета: «Я даже рад, что нам новые колокола сделали, и ребята смогут и дальше звонить».

Теперь порт Бостона, Атлантика, Балтика, порт Петербурга и наконец Москва. Колокола возвращаются в Россию тем же путем, каким отправлялись в долгую эмиграцию. Они присоединятся к колоколу Будничному, привезенному в прошлом году. Это будет 12 сентября, в день памяти Святого Даниила. Благоверный князь снова заговорит с прихожанами во весь голос.

Читайте также