Накликали подозрения

04.07.2008, 20:48

Видео программы «Сегодня»

Федеральный суд Нью-Йорка принял решение, которое затронуло каждого пользователя Интернета.

Федеральный суд Нью-Йорка принял решение, которое затронуло каждого пользователя Интернета. Популярный видеообменный портал «Ютьюб» (YouTube) должен раскрыть информацию обо всех, кто когда-либо просматривал размещенные на нем файлы. Этого потребовала медиакорпорация «Виаком» (Viacom). Она уличила «Ютьюб» в пиратстве и теперь пытается оценить размер ущерба.

«Виаком» получит архив объемом в 12 терабайт: логины всех пользователей «Ютьюб», IP-адреса компьютеров и информацию о том, кто, когда и сколько раз смотрел определенные клипы. В «Виакоме» утверждают, что преследовать самих пользователей не собираются и сохранят их личные данные в тайне.

Однако правозащитники называют это опасным прецедентом и вмешательством в частную жизнь. Корреспондент НТВ Владимир Кобяков разбирался в вопросе.

Американские правозащитники встревожены: в частную жизнь любого пользователя могут влезть через Интернет. В Соединенных Штатах суд вынес беспрецедентное решение. Компания-миллиардер «Виаком» в суде победила другую компанию с миллиардными оборотами «Гугл» (Google). И теперь «Гугл» обязан предоставить своему противнику персональные данные миллионов пользователей, которые смотрят видеоролики на «Ютьюбе». На сторону интернет-гиганта встали правозащитники.

«Это ошибочное решение позволит компании „Виаком“ видеть, что именно вы смотрите на „Ютьюб“. Мы призываем „Виаком“ отозвать этот запрос, а „Гугл“ принять все меры, необходимые к апелляции на это решение и к защите прав его пользователей», -говорится в их заявлении.

Компания «Гугл», которая владеет «Ютьюбом», проиграла первый бой корпорации «Виаком». Поссорились американские гиганты из-за пиратских видеороликов, выложенных на «Ютьюбе». «Виаком» требовал в качестве компенсации от «Гугла» 1 миллиард долларов, но «Гугл» сопротивлялся. И тогда «Виаком» через суд заставил выдать ему всю информацию о тех пользователях, которые хоть раз просматривали пиратские видеоролики.

Основатели «Ютьюба» говорят, что придумали этот интернет-сервис после одной вечеринки, чтобы было удобно друзьям обмениваться фотографиями с этого праздника. Это было в 2005 году, а спустя полтора года этот портал продали за полтора миллиарда долларов, но и тогда основатели еще не могли догадываться, что вокруг «Ютьюба» разгорится скандал мирового масштаба и дискуссия — есть ли право на личную жизнь в Интернете?

Теперь «Гугл» и «Ютьюб» обязаны раскрыть свои архивы. «Виаком» хочет знать IP﷓адрес, с какого компьютера просматривали пиратское видео, как долго это делали, какой логин был у пользователя. «Гугл» успокаивает в одном: адреса электронной почты останутся все-таки в тайне. Вся информация о пользователях, которую передадут «Виакому», это 12 терабайт, а в бумажном варианте — это 12 миллионов книг.

Чед Хёрли, руководитель сайта «Ютьюб»: «Вдумайтесь, каждую минуту пользователи добавляют на сайт 8 часов нового видео. Для нас задача ближайшего года создать такие технологии, которые позволят легко ориентироваться в этой массе».

Теперь теоретически сотрудники выигравшей компании могут легко узнать, с каких компьютеров качают пиратское видео в США, Канаде или, например, в Австралии.

Николай Гребенников, вице-президент по исследованиям и разработке компании-производителя антивирусного программного обеспечения: «Особой опасности для российских пользователей эта проблема не представляет. По IP-адресам практически невозможно в России вычислить местоположение пользователя. Наша ситуация отличается от Америки, в которой действительно система уже развита и там это возможно».

Аналитики теперь гадают, смогут ли другие компании отсудить у «Гугла» такие базы данных.

Туна Амоби, ведущий аналитик рейтингового агентствапо медиасфере и сфере развлечений: «Я думаю, к „Ютьюбу“ будет еще немало вопросов. Многие теле- и кинокомпании теперь захотят пойти таким же путем, чтобы получить компенсации. Все будет зависеть от того, насколько быстро „Ютьюб“ сможет убирать пиратские клипы и ролики. Иначе запросов предоставить базы данных пользователей станет больше».

Компания «Гугл» заявляет, что еще будет бороться в суде, и, может быть, не отдаст свои архивы, но эксперты по корпоративным войнам уверены, оппонентам нужны не столько данные миллионов пользователейс (к ним, скорее всего, не будет судебных претензий), сколько деньги «Гугла». «Виаком» хочет точно посчитать, на какую сумму насмотрели пиратского видео пользователи всего мира.

Читайте также