Помимо редких фотографий и почти неизвестных документов на выставке в храме Христа Спасителя впервые представили вещественные доказательства по уголовному делу об убийстве Романовых.
Сегодня в храме Христа Спасителя показали «Царский венец» так называется выставка, посвященная последнему российскому императору. В год
Правда эту экспозицию уже успели назвать уникальной. Ведь помимо редких фотографий и почти неизвестных документов там впервые представили вещественные доказательства по уголовному делу об убийстве Романовых.
Корреспондент НТВ Андрей Черкасов побывал на открытии.
Следователь Соловьёв боялся не успеть. Утром забрал с экспертизы коробку с вещдоками и прямиков в музей храма Христа Спасителя. На открывшуюся здесь выставку «Царский венец» его попросили привести то, что все эти годы хранилось в опечатанной коробке с невзрачной надписью «Уголовное дело за номером 18».
Владимир Соловьёв, старший следователь по особо важным делам Управления по расследования особо важных дел следственного комитета при Прокуратуре РФ: «Штык только что с экспертизы. Это
В плотно запечатанных коробках, перетянутых изолентой свертках одно из самых трагических и позорных событий российского истории прошлого века. Впервые публике решили показать непосредственных участников убийства семьи последнего русского царя.
Владимир Соловьёв, старший следователь по особо важным делам Управления по расследования особо важных дел следственного комитета при Прокуратуре РФ: «Это пули из тел государя и его приближенных. Это пуля от браунинга не исключено, что такой пулей и был убит Николай II. А это наиболее хорошо сохранившийся фрагмент сосуда: ручка, клеймо… Все говорит о хранении в нем кислоты».
Осколок положили рядом с запиской уральского военкома Войкова с требованием о выдаче трех сосудов с серной кислотой тела царской семьи уничтожали огнем и реактивом. Здесь же и телеграмма Уралсовета в Кремль с докладом о выполненном задании.
Выставку о трагической судьбе императора и его семьи открыли с канун
Российские проблемы начала прошлого века спустя сто лет так и никуда и не делись. Указ императора о веротерпимости 1905 года, призывавший православных с уважением относиться к людям других национальностей и религий, проект устава о народной трезвости 1912 года, попытки введения своеобразного «сухого закона». Фотографии чайных комнат и народных библиотек на месте рюмочных.
Сергей Мироненко, директор Государственного архива РФ: «Мы попытались показать и положительные, и отрицательные стороны. К примеру, инициатива императора провести Гаагскую конференцию мира. Россия тогда призывала все спорные вопросы решать за столом переговоров. И Николай был тем человеком, который призвал общество решать спорные конфликты не военным путем».
В таком масштабе выставка о жизни Николая II не проводилась в столице последние лет 10, а в церковном музее не проводилась никогда. Ведь хорошо известно, как духовенство относится к тому, что в прокуратуре называют останками семьи последнего императора.
Споры по поводу, чьи именно останки были обнаружены у старой Коптяковской дороги, не прекращаются до сих пор. Непризнание подлинности этих останков Русской православной церковью не могло не сказаться на выставке.
Так, за день до официального открытия экспозиции пули, которыми были убиты члены царской фамилии, по требованию духовенства были убраны. Церковь посчитала, что пули, побывавшие внутри человека, выставлять неэтично. К тому же, если подлинность останков до конца не установлена, то и пули никакого отношения к выставке про царскую семью не имеют.
Убирать экспонаты обратно в коробки организаторам выставки пришлось перед журналистами. Неудобно
Представители РПЦ разрешили оставить только штык и осколки сосудов такие вещдоки не противоречат принятой духовенством версии произошедших событий.
Отец Олег, священник Екатеринбургской епархии: «Останки были вывезены из Екатеринбурга в Ганину Яму, где уничтожались в течение трех дней огнем и серной кислотой. И потом все было развеяно по ветру».
Как и при жизни, так и после убийства личность Николая II вызывает в нашем обществе много споров. Согласие есть лишь только в одном: «Царский венец» последнего российского императора оказался, на поверку, терновым.