Императорскую купальню восстановили чудом

01.07.2008, 19:04

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге отмечается день реставратора. На ремонт исторических зданий выделяются миллиарды рублей. О частном случае реставрационного бума — репортаж НТВ.

Сегодня в Петербурге отмечается день реставратора. 1 июля стало красным днем календаря ровно три года назад. Его учредили в честь образования архитектурно-строительных мастерских в послевоенном Ленинграде.

Сегодня город на Неве вновь стал реставрационной столицей России. Из городского бюджета на ремонт исторических зданий выделяются миллиарды рублей. Так, в Царском Селе завершается восстановление Императорской купальни. На этом объекте реставраторы творят настоящие чудеса.

О частном случае реставрационного бума — корреспондент НТВ Александр Драугялис.

Это не дом, а сплошное недоразумение. Если смотреть из парка, постройка на берегу пруда в Царском селе очень похожа на мечеть. В путеводителе о ней пишут «турецкая баня». А любой экскурсовод расскажет о том, что здесь никогда не мылись. Императорскую купальню архитектор Ипполит Монигетти богато украсил, но не провел внутрь водопровод.

Ирина Степаненко, старший научный сотрудник музея-заповедника «Царское село»: «Все-таки было сделано так, что там есть бассейн, есть фонтаны, в которых по типу фонтана слез струится вода. И создана обстановка восточной неги с цветным полумраком и турецкими диванами».

Обстановку восточной неги не разглядеть за строительными лесами. Былую роскошь реставраторы восстанавливают по фрагментам, которые уцелели чудом. Архитектор Николай Иванов помнит тот день, когда впервые зашел внутрь. Это были сильные впечатления.

Николай Иванов, главный архитектор проекта: «Было не страшно, но складывалось такое ощущение, что восстановить это невозможно».

Павильон в восточном стиле Николай I приказал построить в честь победы над Турцией. Во время боев за Ленинград в несущую балку попал снаряд. Позже стену укрепили и оставили разрушаться от времени. По словам реставраторов, еще чуть-чуть и могли бы не успеть.

Николай Иванов, главный архитектор проекта: «Павильон мог реально разрушиться, причем ситуация была абсолютно катастрофическая. Вспоминается такой пример. Когда мы пришли с инженером-конструктором, то увидели новую трещину в сводах и в стене. И его первая мысль была: „Надо быстро уйти отсюда“».

Процесс восстановления утраченной росписи невероятно трудоемкий всегда. Но здесь дело осложняется тем, что площадь росписи практически равна площади всего купола.

А технология та же, что и полтора века назад, — ручная работа. В левую руку берем инструмент под названием муштабель. Он сделан для того, чтобы правая рука с кисточкой не дрожала. Затем мелкими мазками восстанавливаем роспись. К октябрю реставраторы должны закончить.

Читайте также