Энергетическое будущее мира

28.06.2008, 21:13

Видео программы «Сегодня»

Японцы буквально одержимы альтернативной энергетикой, которая позволит и уменьшить импорт дорогой нефти, и сократить выбросы в атмосферу.

Телекомпания НТВ продолжает показ серии репортажей из Японии, куда съемочную группу канала пригласили в преддверии саммита «большой восьмерки». Он пройдет в начале июля на острове Хоккайдо и будет посвящен, среди прочего, борьбе с глобальным потеплением.

Своим вкладом в эту борьбу японцы очень гордятся. Они буквально одержимы альтернативной энергетикой, которая позволит и уменьшить импорт дорогой нефти, и сократить выбросы в атмосферу.

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов заглянул в энергетическое будущее и понял, что в Японии оно уже почти наступило.

Может, природа и не дала Японии много нефти и газа, зато щедро одарила другими богатствами, которые надо было просто как следует разглядеть. Они вокруг — солнце, ветер, море, вулканы. Из всего этого японцы научились извлекать энергию, которая теперь согревает и освещает их дома.

170 иен за литр — бензин в Стране восходящего солнца почти вдвое дороже, чем в России. Понятно, почему они ищут топливо там, где до сих пор никто не догадался.

Масанори Мондэ, директор Центра изучения энергии океана Университета Сага: «В океане скрыты такие запасы энергии, о которых мы не могли и мечтать. Только пока эта энергия спит, и наша задача — ее разбудить».

Профессор Масанори Мондэ в лаборатории на острове Кюсю построил электростанцию, работающую на том, что никогда не кончится — на разнице температур в глубине и на поверхности океана. Пока это маломощная, но уже работоспособная модель.

Масанори Мондэ, директор Центра изучения энергии океана Университета Сага: «Ледяную воду с глубины в пару тысяч метров мы по трубе качаем наверх, и тут она охлаждает аммиак, который превращается в жидкость.

Фокус в том, что ему хватает всего нескольких градусов нагрева теплой водой с поверхности моря, чтобы снова обратиться в пар и начать крутить турбину. Потом этот пар опять охлаждается новой порцией воды с глубины, и так до бесконечности».

Заодно установка может опреснять соленую воду и вырабатывать водород. Ученый уверен: через несколько лет в Африке и Азии будут десятки таких станций, и они позволят сберечь 20 процентов сжигаемой сейчас нефти.

Масанори Мондэ, директор Центра изучения энергии океана Университета Сага: «Важно, что это чистая энергия, производство которой не наносит ущерба экологии. Человечество должно сохранить планету для будущих поколений».

Бизнесменам, конечно, пока проще и дешевле покупать нефть и уголь. Альтернативные проекты они внедряют как социальную нагрузку. Каждую энергокомпанию власти обязали иметь хоть какой-то нетрадиционный источник энергии. У электросетей острова Кюсю, например, это ветряки.

Рюдзи Накасоно, специалист компании «Электрические сети Кюсю»: «Станция приносит пока очень мало энергии — всего одну трехсотую от обычной АЭС, к тому же ветер есть не всегда. Но мы считаем, что это полигон для испытаний новой технологии».

А вулканическая энергия — отличный пример использования местных природных условий.

Сатоси Огава, директор геотермальной электростанции: «Вот этот небольшой вулкан уже давно не извергался, но внутри он весь бурлит. Мы добываем кипящие грунтовые воды из его основания и пропускаем пар через турбины. Свет для 10 тысяч домов — вот работа нашей электростанции».

Но самым массовым альтернативным проектом обещают стать водородные автомобили. По всей Японии уже строят заправочные станции, на которых водород делают прямо на месте химическим разложением смеси бензина и воды. Перед заправкой обязательное заземление — иначе может взорваться, а вместо привычных литров — давление в баке в мегапаскалях.

Масару Накабаяси, представитель топливной компании: «Мы уже подсчитали, что если таких станций будет много, то водород станет даже дешевле, чем бензин. Существующая технология это позволяет».

Осталось только убедить всех купить водородные электромобили. Они уже созданы и вот-вот поступят в открытую продажу. Есть даже водородная версия популярного японского внедорожника. Полного бака хватает на 400 километров, электромотор работает бесшумно и может разгонять машину до 150 километров в час — правда, не сразу.

«Сильнее на газ нажать не получится, это уже максимальный режим. Эта машина — мягче, чем обычные», — говорит шофер.

Та страсть, с которой прагматичные японцы защищают свои пока полуфантастические проекты, не оставляет сомнений — к жизни, когда закончится нефть, хоть кто-то на планете точно будет готов.

Читайте также