Паневропейские идеи потерпели фиаско

20.06.2008, 20:23

Видео программы «Сегодня»

После провала Лиссабонского договора Еврокомиссия дала Ирландии четыре месяца на размышления.

Сегодня лидеры 27 европейских государств признали, что Евросоюз зашел в политический тупик. Участники саммита в Брюсселе решили отложить на осень решение вопроса о так называемом Лиссабонском договоре, который отказалась ратифицировать Ирландия.

Безусловно, кроме «ирландской проблемы» лидеры стран ЕС обсуждали и другие вопросы. В частности, Европа отменила санкции против Кубы и позволила Словении с 2009 года перейти на евро. Однако, по свидетельству корреспондента НТВ Сергея Холошевского, на фоне нынешнего политического кризиса, эти решения показались незначительными.

В Брюсселе говорят так: «Вся беда в том, что Европа очень разная. Когда надо принять какое-то решение, 26 стран голосуют „за“, но обязательно найдется одна, которая проголосует „против“». Это об Ирландии, которая провалила ратификацию Лиссабонского договора. В результате головной боли прибавилось у всех.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу сегодня утром в числе других утешал ирландского премьера. Ирландцы отличились со своим референдумом, а тут еще родная для Баррозу сборная Португалии по футболу проиграла немцам. Жить становится труднее, цены на нефть растут, Европа в кризисе, а говорить что-то надо.

Жозе Мануэль Баррозу, председатель Еврокомиссии: «Люди ждут от нас ответа на вопрос о росте цен на бензин и продукты. Мы знаем об этих проблемах. И поверьте, это невозможно решить только на национальном уровне. Вся Европа должна быть единой!»

Но вот с единством в Европе как раз и не заладилось. Старожилы сокрушаются.

Сильвио Берлускони, премьер-министр Италии: «По сравнению с тем, что было два года назад, дела в Европе идут куда хуже. Тогда была группа ярких лидеров — таких как Блэр Азнар Ширак Шредер и я. А сейчас Европа теряет свое лицо, ее уже не назовешь главным игроком на мировой сцене».

Ирландия оказалась не единственной страной, где Лиссабонский договор, который, по сути, заменил собой так и не принятую три года назад Евроконституцию, воспринимают, мягко говоря, неоднозначно.

Бунтует Чехия. Ее президент Вацлав Клаус накануне назвал результат референдума в Ирландии «победой демократии и разума над европейской бюрократией». В Брюсселе чешскую позицию приняли к сведению.

Мирослав Тополанек, премьер-министр Чехии: «Я не поставлю и 100 крон на то, что Чехия поддержит ратификацию, если голосование провести прямо сейчас. Такова реальность».

Единственной яркой звездой на этом саммите был Николя Саркози. Положение обязывает. Во-первых, Франция с июля меняет Словению на посту председателя ЕС, а во-вторых, французский президент все еще надеется на то, что Европа будет сильной. Для начала он предложил справиться с ростом цен на топливо.

Николя Саркози, президент Франции: «Одно дело, когда нефть стоила 80 долларов за баррель и мы брали 20 процентов налога, и совсем другое, когда она стоит 140. Надо что-то делать! Может, зафиксировать налог? Мы, как потребители нефти, просто обязаны найти общий язык с поставщиками. Вот о чем надо говорить!»

В отличие от французов, которые выступают за фиксированный налог на топливо, итальянцы предложили «налог Робин Гуда» на сверхприбыли нефтяных компаний. В любом случае, принятие всех решений откладывается до осени. Еще ни один кризис не заставил европейскую бюрократию работать быстрее.

Напоследок европейцы сделали символический подарок Кубе — отменили дипломатические санкции. Хотя действие санкций и так было приостановлено три года назад. Может быть и мелочь, но Кубе наверняка приятно.

Читайте также