Самураи в балетных костюмах

17.06.2008, 15:32

Видео программы «Сегодня»

Единственный за всю историю Большого театра иностранный танцовщик, который стал вначале солистом, а затем хореографом, поставил балет «Тамаши».

Японские самураи, драконы и барабанщики. Единственный за всю историю Большого театра иностранный танцовщик, который стал вначале солистом, а затем хореографом, поставил на прославленной сцене балет «Тамаши», что в переводе означает «дух».

Спектакль «самурая в балетном костюме» одним из первых посмотрел корреспондент НТВ Александр Калинин.

Если балет это то, в чем Россия преуспела, то японский балет — это то, что российскому зрителю может быть интересно. Япония ведь и так кажется загадочной страной, а тут режиссер — японец, сюжет — японская легенда, даже музыка японских барабанщиков. В общем, что-то доселе невиданное.

Но режиссер со свойственной ему японской скромностью успокаивает: он хочет не удивить зрителя, а просто как-то по-новому познакомить его с восточной культурой.

Когда появились первые зрители, стало ясно: тех, кто уже знаком с восточной культурой, будет явно больше. Ничего удивительного. Подобное событие — редкость даже для столицы. И граждане Японии, живущие в Москве, просто не могли его пропустить.

Цветы придется дарить из оркестровой ямы. Тот, кто эти цветы будет получать, Морихито Ивата, — единственный японец в труппе Большого театра. В 90-м приехал в Россию учиться балету — и остался. С 95-го солист Большого, а теперь еще и режиссер. Спектакль «Тамаши», то есть «Дух», его первая серьезная постановка.

Морихито Ивата, режиссер-постановщик: «У меня артисты прекрасные. Я, наверное, от них получил энергию. И когда они так красиво танцуют, я себя зрителем чувствую».

В условиях, когда российский зритель знаком разве что с японскими фильмами ужасов, привлечь его еще и на японский балет — задача не из легких. И тут действительно пригодится тамаши, то есть восточный дух. Морихиро ведь не зря называют самураем в балетном костюме. На такой симбиоз русских традиций и японского новаторства он и делает ставку.

Сергей Доренский, солист балетной труппы большого театра: «При том, что он японец, он очень хорошо впитал менталитет нашего народа. И он смог соединить в этом балете восточные традиции с нашим классическим балетом».

От классического балета осталось немного, но это как раз то новое, чего зритель еще не видел и не слышал. Под барабан японский группы «Кода» на сцене разворачивается сюжет, несвойственный русским традициям. В спектакле есть конфликт, но нет отрицательных героев.

Пять самураев жертвуют своими душами, чтобы возродить природу, убитую катаклизмом. Культурным событием этот балет уже стал. Станет ли культурной сенсацией, покажет время. Но для маленького человека, как себя называет сам Марихира Ивата, это уже большое достижение.

Читайте также