Провокация на высшем художественном уровне

05.06.2008, 12:22

Видео программы «Сегодня»

Эпатаж уже стал традиционной частью летней выставки современного искусства в Лондонской Королевской Академии искусств.

В Лондонской Королевской Академии художеств открылась ежегодная выставка современного искусства. Здесь более тысячи экспонатов, и большинство картин выставлены на продажу, самая дорогая из которых стоит 500 тысяч долларов.

Репортаж британского собкора НТВ Евгения Ксензенко.

Первая работа стоит прямо во дворе Королевской Академии искусств. Это «Променад» сэра Энтони Кара. На инсталляцию практически никто не обращает внимания: на ней или обедают, или отдыхают. Это, пожалуй, самая комфортная часть выставки современного искусства.

От неудобства до шока — такие ощущения могут появиться во время экскурсии. Так, одна из работ на выставке называется «Розовый нарцисс». На стене отражается тень наподобии двуликого Януса, но настоящее лицо модели — это клубок, сплетенный из мужских достоинств.

Эпатаж — традиционная часть летней выставки. В прошлом году британцев шокировала картина, на которой художник изобразил Тони Блэра и его жену обнаженными. В этом сезоне кураторы Академии постарались отойти от политики, но не от острых тем или провокаций.

Хамфри Оушен, куратор выставки: «Эта работа называется „Младенец Иисус“. На удивление он выглядит точь-в-точь как автор. Он работал на телевидении, поэтому принес в искусство свои профессиональные навыки».

Красная кепка, футболка и папка… Куратор выставки современного искусства органично смотрятся в любом зале. В эту галерею он лично отбирал экспонаты, среди которых зеркальный теннисный стол, дорожный знак «Женщина за работой» и картина «Бесполезное соперничество».

Хамфри Оушен, куратор выставки: «Когда люди приходят и видят картину, на которой изображено дерево, они должны понимать: это больше не дерево, это продукт чьей-то мысли, это буквально сделано человеком».

Здесь повсюду взгляд художника и его личные переживания, многие из которых приобретают загадочные формы. Например, одна работа называется «Моисей против Фрейда». А по ощущениям творца, заход солнца в Токио похож на чередование сотовых телефонов, часов и других дивайсов. Следующая картина может расстроить любителей замков. Их будущее, увиденное художником, это несколько ярких геометрических фигур.

На выставке более тысячи экспонатов. В одной комнате, кажется, собрана четверть всей коллекции, от разнообразия может закружиться голова, как впрочем и от цен. Большинство картин выставлены на продажу, самая дорогая стоит 500 тысяч долларов. По мнению Хамфри, каждая работа может в теории оказаться шедевром.

Хамфри Оушен, куратор выставки: «Если это интересная, таинственная, красивая или достаточно уродливая работа, то она способна привлечь внимание не только людей искусства. Она пройдет испытание временем».

Хамфри, которого уже давно сложно чем-нибудь удивить, признался, что все же это удалось сделать автору вот этой работы. Она называется «Ночной кошмар». Дурные сны, оказывается, беспокоят ее создателя — «старушку, хрупкую, как одуванчик».