Золото — источник знаний

29.05.2008, 21:35

Видео программы «Сегодня»

В Москве показали то, что в скором времени войдет в золотой фонд и вовсе не литературы.

В Москве показали то, что в скором времени войдет в золотой фонд и вовсе не литературы. Книгу из золота 999 пробы выпустило одно из столичных издательств. Трудился над ней интернациональный коллектив, потому что слишком сложна оказалась технология производства.

Драгоценный фолиант посвящен музеям Московского Кремля. Авторы идеи обещают скорое продолжение. А корреспондент НТВ Сергей Морозов задается не только эстетическими вопросами.

В век цифровых технологий, когда информация с фантастической скоростью копируется, распространяется и с такой же легкостью уничтожается, в России сделали книгу на века. Через столетия, когда испортятся диски, обсыплются пленки и истлеют книги, — эта будет сиять по-прежнему.

Издатель книги — Григорий Ерицян говорит, что секрет долголетия этой книги в том, что цветные репродукции отпечатаны на золотых пластинах 999-й пробы. И каждая весом в 1 грамм. Пластины делают в Японии, а изображения наносят в России.

Григорий Ерицян, президент Фонда сохранения раритетов книжного искусства: «Интересно, что это делается по какой-то космической технологии в лаборатории, куда нет доступа. Мы, конечно, пытались туда попасть, но нас не пускают».

Первая в России золотая книга посвящена музеям Московского Кремля. Здесь 24 иллюстрации кремлевских сокровищ. Примечательно, что сами иллюстрации, скорее всего, переживут пояснительный текст. В Древнем Китае, чтобы увековечить слова Конфуция, их выбивали в камне. Вот и эта книга будет вечной.

Григорий Ерицян, президент Фонда сохранения раритетов книжного искусства: «Надписи на камне могут храниться 10 тысяч лет, но уникальность этого способа в том, что можно передавать цвет. И печать потрясающая — даже волосинки видны».

Сделать переплет и вплести иллюстрации в книгу оказалось под силу только итальянским мастерам: значительная часть работ делается вручную. В такой же мастерской готовили подарочные издания для Папы Римского.

Ригольди Руджеро директор типографии: «Особенно сложно было сделать цветную обложку, а в самой книге — картинки из чистого золота. У меня есть историческая коллекция, потому что я обычно оставляю один экземпляр себе, но в этом случае не могу позволить себе такую роскошь. Когда я делал эту книгу, то очень боялся попортить золотые листы. У меня дрожали руки. К счастью, все сложилось хорошо».

Заказ из России был уникален для Италии: кроме золотых пластин, в оформлении использованы драгоценные камни, черный жемчуг. Так книги украшали, когда они еще не были массовым товаром, когда каждая из них была рукописной и ценилась на вес золота.

В Москве уже пытались воспроизвести рукописную книгу. Переиздавали прекрасный французский «Часослов» XV века из собрания Российской государственной библиотеки. Золотые буквы в тексте и часть иллюстраций — ручная работа. В России таких всего — 20 экземпляров.

Для издательства это своего рода венец деятельности: от простых изданий — к репринтным, а затем к более сложным факсимильным и к книге, которая является раритетом среди раритетов.

«Золотая книга» издана тиражом 50 экземпляров и будет стоить примерно 15–20 тысяч долларов. Потенциальные покупатели уже есть. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский надеется, что в следующих книгах «золотой серии» будет увековечено и собрание его музея.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, председатель попечительского совета Фонда сохранения раритетов книжного искусства: «Когда все виртуально, еще больше ощущаешь красоту этой книги, чем в начале XX века, когда было много хороших переплетов. Сейчас таких мало. Здесь еще новейшие технологии. При всех нынешних средствах сохранения информации, когда берешь в руки книгу, которой тысяча лет, — это совершенно другое ощущение».

Ожидается, что вечная книга попадет в собрание частных коллекционеров и будет передаваться по наследству из рук в руки.

Читайте также