Честный и достойный: коллеги скорбят по режиссеру Евгению Татарскому

24.02.2015, 15:46

Видеосюжет: Антон Зыков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Мастер жанрового и детективного кино, пришедший в профессию из метеорологии, Евгений Татарский нашел своего преданного зрителя. А с актерами на съемочной площадке репетировал, словно на театральных подмостках.

Сегодня стало известно, что прощание с Евгением Татарским пройдет на киностудии «Ленфильм». Дата и время пока не сообщаются. Выдающийся режиссер скончался в Петербурге накануне на 77-м году жизни. «Золотая мина», «Джек Восьмёркин американец», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» — фильмы, созданные им, знает и любит не одно поколение, а коллеги вспоминают о нем как о высоконравственном и отзывчивом человеке, отмечает корреспондент НТВ Антон Зыков.

Он играл в шахматы вместе с редактором объединения телевизионных фильмов Никитой Черстковым. На столе валялся чей-то сценарий. Когда в перерыве между партиями Евгений Татарский его прочел, незамедлительно начал подбирать актеров. Но пробы не воодушевили руководство студии.

Евгений Татарский, режиссер, народный артист России: «Мне сказали, что Даля не надо, у него глаза пустые. Дмитриева не надо, надоел уже. Полищук не надо, один раз сняли и хватит».

Татарский все сделал по-своему. Так родился хит телеэфира «Приключения принца Флоризеля». Кажется, также непросто и одновременно спонтанно Евгений Маркович пришел в кино. По первому образованию он вообще-то метеоролог. Но работа на «Леннаучфильме» заставила его забыть о циклонах и переменчивом давлении.

В 64-м он поступил на режиссерский факультет Ленинградского института культуры. На «Ленфильме» ассистировал классику отечественного кино Иосифу Хейфицу. Шанса снять самостоятельную полнометражную работу он ждал еще несколько лет после получения диплома.

Но настоящее признание ему принес первый милицейский боевик в западном стиле — «Золотая мина». Но из-за несвойственных советскому кинематографу сцен и сюжетных поворотов нареканий было много.

Евгений Татарский, режиссер: «А потом я получил письменно 48 поправок на фильм, сделанный во славу советской милиции. Клянусь вам, 48 поправок. Начиная с того, что первый кадр был на свалке».

Хотя и эта картина могла не состояться. Сценарий пролежал в столе около 10 лет, а когда его прочитал Евгений Татарский, снимать решился только после серьезных доработок. С этого фильма начинается сотрудничество режиссера с Олегом Далем и Игорем Дмитриевым. А Любовь Полищук дебютировала как драматическая актриса.

Сам Татарский не любил, когда его называли мастером детектива. Он создавал жанровое кино.

Сергей Снежкин, режиссер, народный артист России: «Просто завидую и наслаждаюсь. И я позавидовал, потому что эта легкость основана на профессии, чести и достоинстве по отношению к зрителю. Вот таким персонажем был Евгений Маркович».

После распада Советского Союза Евгений Татарский не затерялся. В 90-е снял несколько серий в первом сезоне «Улиц разбитых фонарей», привнося в сухой детективный сюжет свойственную ему иронию. Потом была «Убойная сила», в которой раскрылся Константин Хабенский. Коллеги особенно вспоминают: Татарский чутко и умело прислушивался к актерам.

Сергей Мигицко, народный артист России: «Он репетировал так, как репетируют в театре, разбирая каждый жест, каждую какую-то микроскопическую ноту».

Несколько лет назад у Евгения Татарского возникла идея нового фильма. Из декораций ему требовался лишь один автомобиль. В привычном рабочем порыве он был уверен: этого вполне хватит, чтобы раскрыть замысел картины и потенциал актеров. Как и всегда в любой ситуации, не обращая внимания на критику, он следовал по жизни своим путем. Всегда рисковал, всегда угадывал и был неизменно популярен.

Читайте также