Как зарождался ленинградский бизнес

27.05.2008, 18:32

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В годовщину принятия закона «О кооперации» журналисты НТВ встретились с первыми советскими предпринимателями.

Что объединяет грузинский лимонад, американские джинсы и эротические фильмы? Только одно — на этом можно было неплохо заработать в конце 80-х. Двадцать лет назад был принят закон «О кооперации». Именно с него началось развитие свободного предпринимательства в России.

О первых ленинградских бизнесменах — корреспондент НТВ Виктор Черногуз.

20 лет назад именно в этом доме Сергей Прянишников заработал свои первые 100 тысяч рублей. Тогда же понял: теперь он по-настоящему богат.

Сергей Прянишников, бизнесмен: «Ты становишься хозяином судьбы. Ты можешь делать все, что угодно: можешь купить себе машину, поехать, куда угодно, купить квартиру, построить дачу. Тогда можно было делать все, что угодно».

Вкус денег бывшему инженеру Прянишникову позволил почувствовать видеосалон. В актовом зале дома научно-технической пропаганды советскому зрителю показывали эротику — фильмы «Эммануэль» и «Греческая смоковница».

Входной билет стоил 3 рубля. В день набегало до полутора тысяч. Это годовая зарплата инженера. Такие сверхдоходы до кооператоров получали только герои подпольного рынка.

Фарца и фарцовщик — слова из лексикона ленинградца эпохи застоя. Фарцовщик даже стал литературным персонажем. Сергей Довлатов описывал, как он в сквере перед одной из городских гостиниц лично покупал у финнов креповые носки по 60 копеек за пару. Затем перепродавал их с десятикратной наценкой.

В 80-е годы центр фарцовочного Ленинграда был в Гостином дворе. На его галереях молодые люди предлагали гражданам дефицит: косметику, импортную одежду и, конечно, мечту каждого советского человека — настоящие американские джинсы. Так делались первые состояния и именно здесь будущие кооператоры учились законам рыночной экономики.

Бизнесмен Прянишников до сих пор как будто в подполье. В офис пускают только по звонку, никаких вывесок. Сейчас Прянишников занимается почти тем же, чем и раньше — эротикой. Только фильмы теперь делает сам.

Несмотря на частые проблемы с правоохранительными органами, бизнес идет. У него 500-метровая квартира в центре и дорогая машина. Прянишников тот редкий кооператор, который до сих пор в деле. Остальных сгубили шальные деньги, которые быстро закончились.

Сергей Прянишников, бизнесмен: «Вторая причина — это рэкет, который в то время был очень сильный. Очень много моих приятелей либо погибли, либо канули в Лету, либо разорились. В основном, это происходило из-за конфликтов с бандитами».

О кооперативе «Веталь» снимали телевизионные передачи. Самый богатый в Ленинграде, он поражал сознание советского гражданина. Это 7 миллионов рублей инвестиций, роскошный офис в центре города, «БМВ» и «мерседесы» у руководства.

У директора Виталия Лукьянченко стандартная для кооператора биография. Шить обувь начинал в подпольных цехах, оттуда же первые деньги. Закончилось все тоже типично: счета арестованы, партнеры по бизнесу в розыске.

В 88-м в Ленинграде открылся кооператив «Воды Лагидзе». Здесь за настоящим грузинским лимонадом (тархуном и дюшесом) стояли очереди. Лимонад здесь разливают и сейчас. Но чтобы выжить в 2000-х пришлось измениться.

Слово кооператив из названия исчезло еще в 1995 году. Теперь это больше ресторан. И даже знаменитый лимонад делают не в Грузии. Везти из Ленобласти дешевле.
Роман Ципиане, бизнесмен: «Сами лимонады есть, но мы не привозим из Грузии. Есть завод в Тихвине и оттуда доставляется сироп».

Слово кооператив теперь почти что анахронизм. На память о кооперативном движении осталось два понятия. Гаражные кооперативы — это тысячи одинаковых металлических конструкций и сейчас стоят на окраинах города. И кооперативные квартиры, которые в 80-е для тысяч горожан сделали реальностью мечту о собственном жилье.

Читайте также