Новые правила: поправки в Земельный кодекс озадачили малый бизнес Петербурга

20.02.2015, 20:30

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

С 1 марта земля под автосервис или торговый павильон выкупается на аукционе. Малым предпринимателям просто не потянуть миллионные затраты.

Наступления весны с опасением ждут малые предприниматели Петербурга. 1 марта вступают в силу поправки в Земельный кодекс. Как говорят эксперты, авторы изменений хотели как лучше — чтобы появилась конкуренция и прекратилось незаконное использование участков. Но бизнесмены уверены: нововведения ставят под угрозу существование тысяч предприятий в городе, находящихся на арендуемой земле.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв разбирался в вопросе квадратных метров.

Киоски с газетами, цветами, ремонт обуви, большие продуктовые стекляшки, заведения общепита — привычная черта городского ландшафта. Все они расположены на арендованной земле, но раньше это не было проблемой. Те, кто вовремя платил и следил за порядком, имели преимущество при продлении договора.

Теперь же хочешь работать и дальше — предложи больше. Земля сдается в аренду только по результатам аукционов. Второе нововведение и вовсе повергло бизнесменов в шок. По логике законотворцев, от коммерческого объекта временного размещения к окончанию срока аренды должна остаться ровная площадка. Хозяин обязан разобрать свое строение. Мол, если потом выиграет аукцион, поставит заново.

Автосервис в Красносельском районе пережил уже не одну законодательную встряску. Несколько лет назад ограничивали предельные параметры строений, он в них не вписывался. До сих пор идут суды. Перемены в Земельном кодексе пока не ударили: удалось продлить аренду по старым правилам. Но как быть потом?

Олег Ванюков, директор автосервиса, председатель Общественного совета по малому предпринимательству при администрации Красносельского района: «У меня плита 200 с двойным армированием. Я не могу поставить подъемники в землю. Они туда корнями не врастут. Они просто упадут при операции по подъему автомобиля. Получается, я должен эту плиту каким-то образом выкопать. Это нереально для таких больших объектов».

У Анжелы Горской предприятия технологически не такие сложные. Узнаваемые и востребованные точки с выпечкой по всему городу. Арендовать зачастую нужно совсем немного — всего несколько квадратных метров. Но в результате аукциона и такие пятачки могут стать баснословно дороги.

Анжела Горская, предприниматель: «Например, на вчерашнем аукционе по Балтийской площади последняя цена за 15 квадратных метров была 11 миллионов рублей в год. Даже 2 миллиона в год для хлебобулочных изделий — это очень много. Может быть, водка, пиво, сигареты да. Но такие условия не для нас».

Откуда берутся сумасшедшие ставки на аукционах известно. Оказывается, многие уже смекнули, как использовать торги в недобросовестной конкурентной борьбе.

Владимир Меньшиков, исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга: «Понятно, что это абсолютно спекулятивная история. КУГИ, районная администрация понимают, что человек, который поднял так цену, ни за что в жизни не будет вести деятельность. Потому что это в принципе невозможно. Дальше он будет либо различным способом спекулировать, либо поставит объект, ни копейки не заплатит в бюджет и просто будет ждать, пока его с судами будут оттуда выселять. А в это время будет отжимать деньги и так далее».

Изменяя Земельный кодекс, законотворцы хотели пресечь работу на участках с просроченной арендой. Плюс аукционы по идее должны приносить больше денег в бюджеты. Но на практике может получиться совсем наоборот. Против федерального закона городская власть хотя и бессильна, но для петербургских предпринимателей выход постарались найти. Им предлагают заключить договоры не в качестве арендаторов. Это игра с формулировками и большой юридической значимостью.

Оксана Шульга, пресс-секретарь Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга: «Изменениями в Земельный кодекс владельцы торговых павильонов, включенных в схему размещения, перестают быть арендаторами. Они переходят в иное качество и эта норма на них не должна распространяться».

Но до 1 марта городской закон принять не успеют. Так что пока действенных универсальных рецептов для бизнесменов нет.

Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге: «Я прошу обращаться в институт уполномоченного. И мы совместно с органами исполнительной власти будем каждый случай рассматривать индивидуально».

Понятно, что негативная реакция на изменения последует не только из Петербурга. Но, как правило, чтобы провести работу над ошибками, федеральным законотворцам нужно года полтора. Это очередная длительная проверка на выживаемость для 7 тысяч городских предпринимателей, десятков тысяч их работников и контрагентов.

Читайте также