Искусство чувствовать кадр

20.05.2008, 14:48

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В музее истории фотографии открылась экспозиция Фрэнка Дитури. Американский мастер начинал в 60-е годы, подражая известным уличным фотографам.

В Петербурге впервые открылась выставка известного американского фотографа Фрэнка Дитури. Он начинал в 60-е годы, подражая известным уличным фотографам. Теперь же сам преподает в престижных вузах и выставляется по всему миру. Теперь дошла очередь и до города на Неве.

С мастером аналоговой черно-белой фотографии встретился корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Фрэнка Дитури у нас не знают. Он шестидесятилетний итало-американец, отпраздновавший день рождения накануне. Говорить о десятках галерей, в которых он выставлялся по всему миру, бессмысленно.

Так же, как рассказывать, что это человек, который учился у легендарного Юджина Смита, но все равно бросил уличную репортерскую фотографию. Собственно и смотреть его работы по телевизору тоже смысла особого нет, поскольку это те фотографии, которые требуют исключительного и жадного созерцания.

Дмитрий Шнаерсон, директор музея истории фотографии: «Мы с ним выехали на берег Финского залива, и он был совершенно поражен тем, что небо и море одного цвета. Я сказал ему, что это обычная история, когда небо отражается в море.

Он возразил, ответив, что в Америке и в Италии у моря и неба цвет разный. Одинакового тона не бывает. Я говорю, а как ты видишь тон. Он говорит, что знает, какой цвет соответствует какому тону на черно-белой фотографии. Но в Петербурге цвета нет вовсе, имеется только тон. Тон абсолютно совпадает. Потому он ходил по берегу со своей пластмассовой камерой и фотографировал под дождем в тумане непонятно что».

Он как-то рассказывал, как в детстве подолгу сидел в подвале у телевизора, а вокруг в неоновом свете мелькали черно-белые изображения, постепенно умирая у него в голове. Одиночество Фрэнка Дитури и сегодня такое же всеобъемлющее. Как в воду он погружает в него размытые фигуры на снимках, какие-то части лиц и тел. Пейзажи Италии, Венесуэлы и Соединенных Штатов. Все то, что умещается в его объективе и в его голове.

Фрэнк Дитури, фотограф: «Я люблю людей и иногда их вставляю в свои пейзажи. По-разному бывает, но сейчас я больше работаю именно над пейзажами, поскольку как-то слишком привязан к природе, к почве. Я чувствую очень тесную связь с землей».

В экспозиции имеется итальянская фотография под названием «На террасе». Есть только сгусток темного вечера, вино на столе, теплый воздух. И, где-то там, в расфокусе, фигура девушки, которую надо еще найти в этом настроении самого Фрэнка Дитури.

Дмитрий Шнаерсон, директор музея истории фотографии: «Он написал очень интересную вещь. Он говорит, что когда входит ночью в итальянский лес в своих обычных кроссовках, то у него возникает ощущение, что он попадает в другое пограничное состояние.

А снимает он совершенно невероятным образом: от живота на пластмассовую камеру с выдержками 5–7 секунд. Иногда он продолжает идти и вдруг останавливается, замирает, иногда поднимает камеру. Что он видит понять невозможно. Но он говорит, я чувствует кадр».

Он уверен, что профессия фотографа не предполагает ловли моментов. И что снимать нужно не когда что-то происходит, а когда есть настроение, которое можно передать. Его фотографии — это, действительно, не окно, а зеркало. И самое удивительное при этом, что разглядывать отражение Фрэнка Дитури интересно не только ему самому.

Читайте также