Взятие первой высоты

19.05.2008, 20:31

Видео программы «Сегодня»

В воздушном пространстве России сегодня появился самолет, которого ждали более семи лет.

В воздушном пространстве России сегодня появился самолет, которого ждали более семи лет. Свой первый полет совершил пассажирский лайнер «Сухой Суперджет-100». Испытания прошли на авиастроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, где и планируют начать его серийное производство.

Новый региональный самолет — без преувеличения самый амбициозный российский проект. Он создавался совместно с европейцами, с помощью цифровых технологий и призван не только обновить устаревший отечественный авиапарк, но и составить конкуренцию на мировом рынке.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов наблюдал за взятием высоты.

Это первый по-настоящему новый самолет, который Россия сделала после распада СССР. Ответственность была столь велика, что на всякий случай испытательный полет засекретили.

Уже после приземления стали известны подробности: поднялся на высоту 1200 метров, совершил четыре прохода над взлетно-посадочной полосой и пошел на посадку. Летчик-испытатель не скрывал радости от того, что ему пришлось испытать.

Александр Яблонцев, старший летчик-испытатель компании «Гражданские самолеты Сухого»: «Я счастлив вместе с вами. В самом деле, меня переполняют эмоции. Я очень удовлетворен сегодняшним днем и нашим с вами самолетом».

«Суперджет-100» создан на заводе, где выпускают истребители «Сухого». Этот самолет не стреляет, но у него агрессивные планы: отвоевать у конкурентов рынок региональных самолетов. В России выходят из эксплуатации самолеты Ту-134 и -154, в Юго-Восточной Азии ждут роста местных перевозок — есть за что побороться.

Михаил Погосян, генеральный директор авиационной холдинговой компании «Сухой»: «Сегодня очень торжественный день, мы долго к нему шли. Может быть, кто-то хотел, чтобы это было бы проще, но это очень сложная работа. И мы ее сделали».

Россия выполняет для нового лайнера примерно половину работ; двигатель российское НПО Сатурн делало совместно с французской компанией «Снекма» (Snecma), «Боинг» (Boeing) поможет с послепродажной поддержкой, итальянская «Финмекканика» (Finmeccanica) — с обслуживанием; авионика — иностранная, кресла в салоне — из США, но в будущем, возможно, кресла будут делать в России.

Полтора миллиарда долларов вложено в проект за семь лет, и это первый в России случай, когда авиастроительная программа поддержана государством.
Впервые самолет представили публике в прошлом году, но тогда он не летал — испытания перенесли на март, а потом на май из-за недоработок двигателя.

Эта задержка, вероятно, вызовет сбой поставок, ведь первые самолеты «Аэрофлот» должен был получить уже в ноябре. Максимальный штраф за задержку может составить полтора миллиона долларов за самолет, сообщают «Ведомости».

Сейчас заключены контракты на поставку примерно 100 самолетов разным компаниям. Но до того, как «Суперджет» пройдет сертификацию, ему надо совершить 600 зачетных полетов.

Сборочный конвейер налажен так, чтобы один самолет можно было собрать за 28 дней. Проект окупится, если по всему миру удастся продать 300 самолетов, но у компании более амбициозные планы: продать 800, а может быть и 1200 самолетов такого типа.

Читайте также