На поверхность с чистой совестью

16.05.2008, 20:30

Видеосюжет: Михаил Чернов
Видео программы «Сегодня»

В Пензенской области завершилась эпопея, порядком надоевшая всем: и милиции, и властям, и журналистам.

В Пензенской области завершилась эпопея, порядком надоевшая всем: и милиции, и властям, и журналистам. Теперь и ее героям, наконец, надоело сидеть под землей. Из пещеры у села Никольское выбрались последние девять сидельцев.

Для еще двоих эта пещера стала могилой: одна из сектанток умерла, как сообщается, от рака, другая — от истощения. Звучит цинично, но эти смерти ускорили развязку. Конца света сидельцы так и не дождались — их напугала перспектива отравится трупным ядом.

Корреспондент НТВ Михаил Чернов убедился, что это не единственный отвратительный итог затянувшейся мелодрамы.

Их уговаривали почти час. А когда не удалось, силой посадили в милицейский «уазик». Официальная формулировка — нарушение паспортно-визового режима. Свои документы верующие из Белоруссии сожгли по религиозным соображениям.

Семья Бабишевич — мама и две дочери — под землей они провели пять месяцев, теперь в их пещере никого не осталось. Последние девять сидельцев этим утром вышли на поверхность. Отшельников отвезли в районный отдел милиции, где их уже ждал теплый прием.

Алексей Доппель, сотрудник пресс-службы УВД по Пензенской области: «Сотрудники милиции позаботились о том, чтобы они поели: была пожарена картошка, были привезены домашние огурцы. Но люди отказались от приема пищи, аргументируя тем, что в среду и в пятницу они не принимают еду из-за своих религиозных убеждений».

Милицейское дежурство в Никольском овраге продолжается до сих пор. К самой пещере по-прежнему никого не подпускают. Под землей остались теплые вещи и продукты.

Накануне вход в пещеру в очередной раз завалило. Когда сотрудники МЧС и милиции стали его раскапывать, наткнулись на могилы. Кадры эксгумации снял корреспондент портала «Лайф.ру». Две затворницы умерли под землей, их похоронили здесь же, в пещере, слегка присыпав землей.

Михаил Носачёв, начальник Главного управления МЧС РФ по Пензенской области: «Мне доложил мой сотрудник, что есть необходимость расширить проход для того, чтобы вышли затворники. Они об этом просили. И, как мне доложили, при раскопке в другом месте обнаружены два трупа. А люди все вышли, им был обеспечен безопасный выход».

Пензенское затворничество началось в ноябре прошлого года. Пётр Кузнецов, лидер группы «Настоящая русская православная церковь», предсказал, что на Пасху будет конец света. И люди ушли ждать его под землю — 35 человек, среди них четверо детей. Пещеру подготовили заранее.

Сам Кузнецов в пещеру не пошел. А когда история получила огласку, лег в психиатрическую клинику. Затворники выходить и общаться с кем-либо наотрез отказались, угрожая сжечь себя, если к ним попытаются войти.

В пещере они встретили Новый год и весну. Но сидеть дальше были готовы не все. В конце марта пещеру покинули семеро женщин. Они поселились в доме Кузнецова. К этому моменту его уже выписали из клиники.

1 апреля вышли еще 14 человек. Накануне из-за сильных дождей обрушились две кельи. И это было принято как знамение. По словам вышедших, под землей произошел раскол. На следующий день вышла женщина с двумя детьми, а Пётр Кузнецов попытался свести счеты с жизнью, пробив голову поленом. Он до сих пор в больнице.

Сейчас в селе живут девять отшельников. Всех их обещали обеспечить документами.

Олег Мельниченко, вице-губернатор пензенской области: «Проводятся мероприятия по их документированию, потому что все, кто находился в подземелье, не имеют документов. И сейчас работает Федеральная миграционная служба и соответственно устанавливается их личность, производят документирование, потому что все, что мы знали о сидельцах до настоящего времени, это было со слов других людей».

Еще одним событием этой ночи стал инцидент с нашим коллегой — звукооператором Евгением Гориным. На видеокадрах видно, как его избивают люди в форме милиции и МЧС, а сам Горин пытается прикрыть собой камеру. С черепно-мозговой травмой Евгения доставили в больницу.

Милицейский «уазик» с белорусской семьей Бабишевич вязнет на деревенской дороге. Теперь их и еще троих граждан Белоруссии по решению суда депортируют на родину, а саму пещеру засыплют землей. Только после этого история никольских сидельцев длиной в полгода, наконец, завершится.