Занимательная история Медного всадника

16.05.2008, 12:54

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Самый известный монумент Северной столицы отмечает юбилей. 240 лет назад на Сенатской площади появился конный памятник Петру I.

Самый известный монумент Северной столицы отмечает юбилей. Медному всаднику исполнилось 240 лет. Памятник великому императору появился в Петербурге после указа, подписанного императрицей Екатериной II в мае 1768 года.

При создании памятника была проделана масштабная по меркам 18 столетия работа. Корреспондент НТВ Илья Федосов попытался восстановить отдельные эпизоды, связанные с возникновением монумента и оценил заслуги авторов.

Идея была такой. Памятник Петру не должен быть похож на другие конные статуи монархов. Жеребец — это не подставка для императора, а активный элемент композиции. Он должен скакать.

И натурщики скакали перед скульптором рысью и галопом, сотни раз поднимая коня на дыбы. Для скульптуры того времени это новаторство, для лошадей — естественная поза.

Светлана Кириллова, берейтор конюшни Ленинградского зоопарка: «Так в природе жеребцы соперничают друг с другом и играют. Если лошадь обучена этому трюку, она не падает».

Жеребец у скульптора получился сразу, в отличие от императора. Лицо Петра выходило невыразительным, конь падал под весом всадника. Но проблемы решили.

Голову вылепила любимая ученица Фальконе, а он сам тем временем придумал оригинальную опорную конструкцию — две ноги и пружинящий хвост. На создание монумента уже потратили 95 тысяч рублей, когда пришла хорошая новость.

Наталья Евстафьева, заведующая архивохранилищем Российского Государственного исторического архива: «Императрица не просто подписала эту бумагу. Он дала к исполнению создание монумента. Нельзя было ослушаться этого».

Это решение Сената финансировать работы по памятнику. «Быть по сему», — собственноручно написала на нем Екатерина II. В документе скульптора пренебрежительно именуют профессором Фальконетом со строчной буквы. Тут же отдельно оговаривается постамент: «Должен быть из целого камня, что сыскать невозможно. А если и сыщется, то по реке его не переправить».

Но камень нашли. Такие валуны и сегодня считаются негабаритным грузом.

Николай Володин, начальник цеха компании по добыче морского песка: «Он весит порядка 1600 тонн. Его размер 13 на 6 и на 8 метров. Изначально такой камень мы доставляем к берегу землеройной техникой и тросами в связке тащим его на баржу и морским путем доставляем его на точку».

Примерно так и поступили. По огромным железных шарам Гром-камень перекатили на баржу, попутно обтесывая, и всего за девять месяцев доставили на Сенатскую площадь.

К тому времени Фальконе обвинили в растрате денег и он покинул Россию. Горожане растаскивали осколки постамента и делали из них перстни и трости, которые сейчас не найти ни в одном антикварном магазине. «Это легенда», — уверяют специалисты.

Сергей Полторак, доктор исторических наук, редактор журнала «Ювелирная Россия»: «Я думаю, что такие кольца и трости можно приобрести, но они будут, но они будут ненастоящими. На самом деле в то время, когда памятник открывался, никому бы и в голову не пришло сделать ювелирное украшение из остатков Гром-камня. Только много позже он стал представлять историческую ценность».

На открытие памятника скульптора даже не пригласили. Прислали во Францию две медали, отчеканенные по этому случаю. Фальконе плакал, а петербургская публика гуляла по обновленной Сенатской и говорила: «Совсем даже неплохой у француза монумент получился».

Читайте также