Его киномелодии напевают миллионы

13.05.2008, 19:52

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Автор самых пронзительных романсов и песен советского кино отмечает юбилей. Исаак Шварц встречает 85-летие в уединении, однако продолжает сочинять.

Автор самых пронзительных романсов и песен советского кино отмечает юбилей. Сегодня исполнилось 85 лет композитору Исааку Шварцу. Среди 110 фильмов, к которым он писал музыку, такие мегахиты, как «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».

Многие его песни написаны на стихи Булата Окуджавы, который сказал как-то: «Шварц умеет извлекать музыку из самого стихотворения. Ту самую единственную, которая только и существует для каждой строки».

К поздравлениям присоединился корреспондент НТВ Сергей Морозов.

Друзья не любят рассуждать, какой Исаак Шварц отличный профессионал. Во-первых, масштаб его дарования больше чем то, чем он знаменит, а, во-вторых, Шварц всегда писал с душой. Тут одного профессионализма мало. Коллеги вспоминают, как за его песнями выстраивалась очередь, и отказать кому-то значило обидеть.

Евгений Татарский, кинорежиссер, народный артист России: «Приезжал Мотыль, и Шварц подпольно играл ему одной рукой на рояле музыку из „Белого солнца пустыни“. Когда я вошел, а он всегда был трогательный, как ребенок, Шварц говорит мне: „Женя, только ты, пожалуйста, никому не говори, что мы тут. А то такой скандал будет“».

Его мелодии поют миллионы людей, но сам Исаак Шварц сторонится всякой публичности: живет уединенно под Петербургом и снисходительно относится к своей славе.

Исаак Шварц, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России: «У меня есть много музыки не только для театра и кино. А есть просто музыка для души».

То, что со стороны видится как полный успех, сам Исаак Шварц оценивает несколько иначе. Он до сих пор жалеет о балете «Накануне» по Тургеневу. После войны он сочинил его для Улановой, а она подвернула ногу.

Спектакль поставили без нее, но как назло на ту самую сцену, где топчут турецкий флаг, в театр пришла жена президента Турции. В общем, балет сняли.

В советское время дружил с несоветскими элементами, например, с Иосифом Бродским. Но не очень сближался с ними, потому что безумная популярность в кино делала его как бы признанным властью.

В то же время Шварц, как и многие тогда, избрал такую форму сопротивления: не участвовать в играх советской власти, говорить в сторону и о другом.

Именно к Шварцу обратился Акира Куросава, когда снимал в СССР фильм «Дерсу Узала». Многие считают этот фильм переломным в карьере знаменитого японца.

Сергей Соловьёв, народный артист РСФСР, кинорежиссер: «Мы потом с Акира-сан встречались в Токио и разговаривали. Кстати, разговаривали о Шварце. Потому что встреча со Шварцем для Куросавы была значительнейшей встречей его зрелых лет. Она что-то в нем перевернула».

Перед тем, как писать музыку к фильму, Исаак Шварц всегда просит посмотреть отснятый материал. Он как бы пытается услышать, какая музыка в голове у автора фильма, как это было с режиссером Венгеровым.

Исаак Шварц, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России: «Мне не нужна музыка, мне нужно то, что я. Я говорю: „Хорошо, я попробую учесть все, что ты хочешь, но давай пиши“. И он начал мне напевать. Я попробовал это записать. Я пробую писать и там все между нот».

В последние годы Исаак Шварц снова вернулся к симфоническому жанру: он написал концерт для оркестра «Желтые звезды» — одно из немногих его произведений, не привязанных к изображению.

Читайте также