Судостроению дан зеленый свет

13.05.2008, 17:29

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

За рубежом суда строят быстрее, качественнее и дешевле, чем в России. Это признал Владимир Путин на совещании по вопросам развития отечественного судостроения.

За рубежом суда строят быстрее, качественнее и дешевле, чем в России. Это признал сегодня премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросам развития отечественного судостроения.

О том, как сделать эту отрасль конкурентной, высокотехнологичной, чтобы она стала, как сказал глава правительства, «генератором инноваций», говорили в Санкт-Петербурге на старейшей верфи — «Адмиралтейской», основанной еще Петром I. Владимир Путин посетил ее в рамках своей первой рабочей поездки в новой должности.

За этим визитом наблюдал специальный корреспондент НТВ Роман Соболь.

Новый танкер еще в строительных лесах, но размеры корпуса уже угадываются. 260 метров в длину, 34 в ширину. Его назовут в честь великого актера Михаила Ульянова. Название символично — Ульянов в театре и кино воплощал образы сильных людей. Характер танкера «Михаил Ульянов» должен быть под стать.

Особенности проекта Владимиру Путину объяснили на макете. Благодаря поворотным винтам танкер в открытой воде идет как обычное судно, а во льдах, разворачиваясь на 180 градусов, может пятиться кормой, продавливая льдины толщиной больше метра. Самый масштабный заказ для адмиралтейских верфей Санкт-Петербурга, предприятия с давней историей и традициями.

Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Наверное, самое старое наше предприятие. Генеральный сказал: 304 года ему уже. Первым генеральным директором был Петр I».

На совещании о перспективах российского судостроения вместе с премьером Владимиром Путиным в Санкт-Петербург приехали главы ключевых министерств, в основном знакомые журналистам правительственного пула по-прежнему составу Кабмина. Среди новых лиц — Игорь Сечин, заместитель председателя правительства. Владимир Путин уверен, что судостроение может стать одним из локомотивов экономики с помощью государства.

Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Мы можем самостоятельно строить практически все классы военных кораблей. Кроме этого, обладаем уникальными ледовыми технологиями для морской техники, работающей в экстремальных условиях Арктики и Антарктики. В то же время за последние десять лет из общего объема судов, заказанных российскими судовладельцами — я эту цифру уже называл, она в правительстве известна, — на отечественных верфях построено лишь около 6%. Практически весь заказ уходит за границу. Наши деньги работают там.

Основные причины, влияющие на выбор заказчиков, известны хорошо. Главное в том, что за рубежом строить суда пока быстрее, качественнее и, что немаловажно, часто дешевле. Для прорыва в целом по отрасли нужны системные меры, меры, направленные на развитие всей отрасли. Только так мы сможем существенно поднять конкурентоспособность российского судостроения и обеспечить его глубокую технологическую модернизацию».

Объединенная судостроительная корпорация в самое ближайшее время должна завершить административно-подготовительный этап своего формирования и заняться разработкой новых судов. Во-первых, необходимы корабли, способные работать на континентальном шельфе, добывать и перевозить нефть и газ. Здесь необходимо привлечение частного капитала и кооперация с зарубежными корабелами. Новые технологии придется покупать у них.

Виктор Христенко, министр промышленности и торговли РФ: «Существует ряд проблем, сдерживающих развитие отечественной судостроительной промышленности. Прежде всего, это высокая степень износа производственных мощностей. Кроме того, не все типы судов и морской техники, востребованные гражданским сектором, могут быть изготовлены на существующих российских верфях, просто в силу их технических характеристик и технологических возможностей».

Запланировано строительство новых современных верфей: одной — в Санкт-Петербурге, второй — на Дальнем Востоке, возможно, с помощью южнокорейских компаний.

Уже в этом году правительство разработает проект развития отрасли. Это будет комплексный подход. Самые современные заводы и производственные линии бесполезны, если у них нет заказов. Правительство готово сформировать целый пакет таких заказов, и помимо военных кораблей в нем все больше будет судов гражданских.